Отойдем от темы космоса, но не от темы инженерии и поговорим о Торпеде Марк 14, о которой мне еще рассказывал мой первый преподаватель по истории.
Я поклонник поговорки: "Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь." В конце концов, люди строили вещи на протяжении нескольких веков, и мы должны учиться у инженеров прошлого. Можно многому научиться, изучая успехи, иногда - может быть, даже большую часть времени - мы учимся больше, изучая неудачи. У торпеды ВМС США "Марк 14", безусловно, есть чему поучиться.
Началом истории стала торпеда Марк 10 времен Первой мировой войны, которая подходила для своего времени, но с более быстрыми эсминцами и некоторыми дополнительными данными о том, как лучше топить вражеские корабли, казалось бы, необходимо было построить новую торпеду, которая была бы быстрее, несла бы больше взрывчатого заряда, и использовала бы новый метод детонации. Работы начались в 1931 году с бюджетом в 143 000 долларов, что сегодня может показаться смешным, но это были безумные деньги в 1930-х годах. С поправкой на инфляцию, это около 2,5 миллионов долларов.
Статус проекта: требуются изменения.
Данные предыдущей войны показали, что наибольший эффект получали, когда взрывали взрывчатку под кораблем. Это было правильным подходом, поскольку военные корабли добавляли торпедные волдыри для поглощения ударов по внешнем корпусу. При взрыве касанием (контактным триггером) где-нибудь по периметру оболочки корабля, урон был бы меньший, особенно с волдырями.
Контактные триггеры были отключены, и вместо этого торпеда считывала изменение магнитного поля, вызванного корпусом вражеского корабля, и взрывалась под кораблем, разделяя цель пополам. К сожалению, магнитное поле Земли меняется в зависимости от местоположения, и это делает новые детонаторы ненадежными. По некоторым оценкам, скорость отказов торпеды в бою составляла не менее 50%. В 1942 году из 800 торпед, выпущенных в бою, 80% не справились со своей задачей.
В 1930-х годах эта торпеда была настолько сложной, насколько это было возможно. Полагаю, вы бы хотели узнать о ней и ее тестах побольше, не так ли? Стоимость торпеды и некоторые политические разборки помешали испытаниям, которые выявили бы много проблем. Сокращения означали, что была только одна компания, которая делала торпеду, медленно и без всякого надзора. В 1937 году на военно-морской торпедной станции в Ньюпорте, штат Род-Айленд, работало 3000 рабочих в три смены, и при таких ресурсах производилось всего 1,5 торпеды в день.
Бюро ВМС по боеприпасам не только произвело плохую конструкцию, но и не прошло испытаний. Настоящей первопричиной высокого процента отказов было отсутствие нормальных испытаний. Как всегда проблему не увидели, когда она была под носом. Или же ее сознательно игнорировали.
Непростая штуковина: магнитный детонатор Марк 6
У паровой торпеды Марк 14 была возможность использовать как традиционный контактный детонатор, так и взрыватель Марк 6 с магнитным сцеплением, что было просто удивительно в те времена.
Парадоксально, но Марк 6 была настолько секретной, что ее руководство в ней никогда не печаталось, а оригинал был заперт в сейфе, где он был бесполезен. Немецких магнитные мины были частью разработки Марк 6, что в какой-то степени объясняет безумную секретность. Как ни странно, теперь это руководство доступно в открытом доступе в интернете. И оно довольно интересно.
Несмотря на заявленные данные, военные заметили, что новые торпеды либо слишком рано взрываются, либо заходят слишком глубоко. Бюро по боеприпасам отклонило сообщения о том, что торпеды были неэффективны, обвинив экипажи в неправильной эксплуатации устройств.
- Что не так? Всё.
Официальные испытания, проведенные до начала производства, проводились с использованием легкой торпеды-манекена. Когда, наконец, были проведены испытания после производства, они показали, что торпеда погружалась слишком глубоко и пролетала дальше цели. Посему, очевидно, что в ходе предыдущих испытаний манекен не опускался до уровня полнофункциональной торпеды.
Получив прямые доказательства того, что торпеды выходили из строя, Бюро в конечном итоге признало наличие конструктивной проблемы, связанной с глубинным механизмом. Оказалось, что, помимо проблемы глубины, магнитный детонатор был слишком чувствителен. Существовал резервный контактный детонатор, но он использовал огневой штифт, который часто выходил из строя, когда поражал вражеские корабли. Это было странно, так как система работала на более ранних торпедах.
Марк 14 был намного быстрее, поэтому при поражении корабля штифты в блоке детонации просто напросто сгибались от удара. Конструкторы, видимо, заметили это на ранней стадии разработки и добавили более мощные пружины, но поскольку максимальная скорость торпеды увеличилась, новых пружин было недостаточно, и дальнейших испытаний не проводилось.
Одним из быстрых способов решения проблемы со штифтом для стрельбы была обработка легкого алюминиевого сплава для создания более прочного и легкого штифта для стрельбы. Как ни странно, некоторые из материалов, которые они использовали, были из японских самолетов, сбитых над Перл-Харбором.
:(
Это печальная история, которая с тех пор повторялась много раз. Давление бюджета и жестких сроков сильно влияют на способности команды инженеров. Никто не хочет признавать, что есть проблема, потому что это будет выглядеть нелепо и как и все бюрократы того времени, американцы решили закрыть на все глаза.
Рекомендую посмотреть крутой видео пересказ про Марк 14. Мне очень понравился один комментарий под видео: "Когда поговорка "Чему быть, тому не миновать" буквально касается все провалов ваших национальных разработок, – тогда у вас большие проблемы. "