Найти тему
Инфореактор

Кинокритик объяснил успех «Мосгаза» любовью зрителей к «стрелялкам»

Новый сезон сериала «Мосгаз» с подзаголовком «Катран» готовится к премьере, которая состоится на Первом канале. Создатели картины еще не объявили точную дату его выхода, но отметили, что это случится в ближайшее время. «Катран» — это уже седьмой сезон проекта о приключениях майора Ивана Черкасова, роль которого традиционно исполняет актер Андрей Смоляков, а его напарницу Соню Тимофееву играет актриса Мария Александрова. Режиссером новой части выступил Сергей Коротаев, который работал и над предыдущим сезоном «Формула мести».

По словам режиссера проекта Коротаева, практически вся драматургия нового «Мосгаза» будет построена на усложняющихся взаимоотношениях между главными героями. Он уверен: зрителю «будет сложно понять, на чьей стороне правда». В то же время Черкасов и Тимофеева продолжат раскрывать преступления и преследовать главного злодея.

С появлением первой информации о начале съемок зрители активно следят за их ходом и рассказывают о своих ожиданиях в социальных сетях. Так, многие отмечают, что с нетерпением ждут новый сезон, но не готовы простить создателям сериала гибель одного из основных персонажей прошлых сезонов Стаса Шелеста, которого сыграл актер Юрий Чурсин.

Первый сезон «Мосгаза» вышел в 2012 году и с тех пор проект пользуется большим успехом. Почему же сериал о приключениях майора полиции Ивана Черкасова стал таким популярным? По мнению кинокритика и журналиста Александра Шпагина, на это есть две причины: формат сериала и время, в котором разворачивается действие. Шпагин уверен: самые любимые форматы у зрителей — это комедии и детективы, которые замешаны на экшене. И, если с комедиями и ситкомами еще могут возникнуть сложности, то в плане «стрелялок» все очень просто.

Стрелялки идеально работают — это абсолютно надежное сложение средств и сил в телепродукт. Их активно смотрит и мужская аудитория, и женская, они дают максимально стабильный рейтинг. Их можно производить пачками бесконечно. Правда, драматургически они не разработаны практически никак. Про логику там никто не думает. Если это длинный сериал, там запросто могут забыть, что те или иные второстепенные герои уже убиты, они снова поднимаются, оживают. Зрителю на это тоже наплевать, ему главное, чтобы что-то стреляло на экране, двигалось, — рассказал киноэксперт.

Причина зрительской любви к «Мосгазу» кроются в истоках этого жанра. По словам Шпагина, «стрелялки» вышли из фильмов категории В и С, которые снимались для автокинотеатров.

На этом была сформирована культура фильмов класса В и С в Америке. Она делалась для автокинотеатров, где огромное количество машин смотрели фильмы под открытым небом. Чаще всего туда приезжали парочки. Им главное, чтобы что-то было на экране, и это было популярно в 60-е и даже 80-е годы. С приходом с новых технологий эпоха ушла, и самые распространенные фильмы категории В были «стрелялками» и экшеном. Потому что больше всего и легче забирают на себя внимание. И в какой-то степени наш телевизионный экшен неотделим от фильмов этой категории для автокинотеатров, — считает собеседник iReactor.
Источник фото: Pr Scr Youtube.com
Источник фото: Pr Scr Youtube.com

Несмотря на то, что в основе «Мосгаза» лежат те самые «стрелялки», он намного сложнее, чем подобные ему картины. Все дело в том, что он рассказывает про другую эпоху, а такие сериалы и фильмы всегда интереснее для зрителя.

Это уже серьезный продукт, где есть редактура, где уже иначе играют актеры. Он связан с определенной эпохой, а все сериалы, где действие происходит не в современности, априори лучше, чем про современность. Если действие совершается в прошлом, то там уже совершенно другие критерии: нужно воссоздавать эпоху — одно тянет за собой другое. Заметно старание, как элемент творческого процесса. Абсолютно все сериалы про прошлое лучше большинства прокатного контента киношного и сериалов про настоящее. Потому что там возникают коллизии, привязанные к времени, состоянию умов, заблуждениям времени и тд. Одно цепляет за собой другое, — пояснил Шпагин.

По словам кинокритика, очень хорошо, что выходят сериалы наподобие «Мосгаза». Ведь в них есть что-то «настоящее», что чувствует и любит зритель: настоящие аресты, настоящее НКВД и КГБ. В то время как в сериалах про современность сыск не имеет ничего общего с реальной работой правоохранительных органов.