Когда вы бьёте ребёнка, он не перестаёт любить вас, он перестаёт любить себя.
Действительно, долгое время физически наказания детей считались приемлемыми и нормальными, и до сих пор встречаются люди: "А чо такова?" и "Меня пороли и прекрасным человеком вырос".
Также нормой это было и в учебных заведениях. Первое упоминание о необходимости воспитывать детей розгой встречается ещё в Древнем Египте: «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани, ок. 1250 г. до н. э.)
А знаете, где впервые проснулся голос разума? В 1783 г. В Речи Посполитой. При этом в таком оплоте свободы и разума как США телесные наказания в школах до сих пор официально не запрещены и применяются, правда, в основном в религиозных школах!
А вот в Советской России наказания в школах запрещены на официальном уровне с 1917 г. Этим точно можно гордиться!
Но, вроде бы всем понятно, что чужие люди, а учителя — чужие люди, не могут бить наших детей.
И никто не может бить наших детей, кроме, парадокс, нас самих?
Что происходит с детьми, которых бьют?
Для начала — нет различия в физическом воздействии на ребёнка, нет "педагогического" битья и жестокого. Любой удар, шлёпок, щипок, толчок и пинок — жестоки, по сути своей.
Что чувствует ребёнок, которого бьют?
Ну - это проще простого, представьте, что ударили вас?
Ну, например, вы плохо отчёт подготовили, или мужу рубашку погладили и он вам дал подзатыльник, или начальник потыкал в плохо подготовленный отчёт. Нет, не осталось даже синячка.
Итак, давайте проанализируем, какую же гамму чувств вы испытали?
- унижение,
- нарушение ваших границ,
- потерю контроля,
- потерю чувства безопасности,
- разочарование в себе и в том, кто ударил.
То же самое чувствует ребёнок, при этом чем он меньше, тем более нормальным для него это становится. И чувство безусловной любви к вам тесно переплетается с унижением и отсутствием безопасности. Вот так и вырастают люди, для которых любовь — боль, преодоление и "итальянские страсти".
То, что в отношениях может быть спокойно, уютно и безопасно они не знают, более того, в таких отношениях им скучно, душно и неинтересно, они не верят, что партнёр их любит, если он не орёт, не выходит из себя, не ревнует их к каждому столбу и не бьёт посуду в гневе.
А что ещё?
Исследования показали, что даже небольшой опыт насилия снижает эмоциональный интеллект. Серьёзное насилие снижает интеллект в целом. Наша познавательная активность, способность учиться, может быть реализована только в безопасной среде как у взрослых, так и у детей.
И многочисленные эксперименты, это подтверждают: детёныши крыс, обезьян перестают интересоваться новым, пока они находятся в стрессе, они могут только цепляться за родителя или сидеть в норке, пока снова не почувствуют себя в безопасности. Тоже происходит и с человеческим детёнышем: нет безопасности — нет развития. А о какой безопасности может идти речь, когда тот, кто должен её обеспечивать (родитель) сам же её и нарушает.
И битьё напрямую влияет на физиологию мозга. Мозг битого и небитого ребёнка работает по-разному.
Вот что происходит:
- Ребёнка бьют,
- Он в ужасе, и страхе,
- Его мозг заливает гормон стресса — кортизол,
- Утилизировать его он не может: не может ударить в ответ, не может убежать,
- Успокоить себя сам он тоже не может, так повышенный уровень гормонов стресса становится для него базовым.
- Формируется хронический стресс, ваш ребёнок всегда живёт в напряжении, не только в момент, когда вы его лупите.
- А дальше всё по цепочке:
- ниже интеллект,
- ниже иммунитет,
- проблемы с ЖКТ,
- невроз,
- проблемы с другими людьми в будущем,
- и как вишенка на торте — битьё собственных детей, "А что такого? Меня же били, и вон какой я замечательный вырос."
Что же движет родителями, которые срываются и бьют своих детей?
- Бессилие,
- долго скрываемые и подавляемые негативные чувства,
- неумение принять действительность, которая кардинально расходится с их представлениями о том как должно быть,
- ну, в некоторых случаях откровенная глупость.
А о садистах мы в этой статье говорить не будем.
И в большой-большой степени — их опыт. Если маму били в детстве, в 90% случаях она будет лупить своего ребёнка, это паттерн, который впитан ею, и в стрессовой ситуации срабатывает автоматически.
Можно ли это исправить? Да, но очень сложно.
Помните, в этой статье мы рассказывали, как формируется Родитель, это всё то, что вложили в нас наши родители, все способы реагировать, взаимодействовать с миром и людьми, в том числе и нашими детьми. Эти шаблоны сложно меняются потому, что они автоматические. И именно поэтому, та самая девочка, которая плакала после подзатыльника и обещала себе, что никогда-никогда не будет так со своим ребёнком, в момент гнева, обнаруживает себя уже давшей подзатыльник своей дочери.
Но, сложно не значит невозможно!
Если вы хотите перестать бить своих детей, вы можете это сделать, и для этого нужно работать над собой, непрерывно. Не сдерживать себя, а именно пересобирать шаблоны реагирования на стресс.
Вот один из советов:
Не копите стресс: ничего хорошего нет в том, что вы улыбаетесь, когда ребёнок ходит у вас на голове и играете в хорошую маму, а потом, через час такого хождения срываетесь и лупите его или орёте как сумасшедшая.
Отделите всё негативное поведение ребёнка от нейтрального.
- Нейтральное — всё, к чему вы относитесь спокойно. Если вам всё равно, что он рисует на обоях, ну отлично, пусть развивает мелкую моторику.
- Определитесь с тем, чего вы терпеть не можете, и подумайте, каким образом вы можете не допустить этого поведения. Например, те же обои — не хотите, чтобы ребёнок их разрисовал, не держите письменные принадлежности в открытом доступе, пока человек не дорастёт до договороспособного возраста.
Если вы пересмотрите таким образом все возможные триггерные вещи, их просто не останется или останется столько, сколько вы готовы перенести, не срываясь.
И давайте в последний раз, для всех, кто считает, что есть такие дети, которых можно бить, ведь они не понимают.
Наказание, никакое, и тем более физическое, на понимание не влияет никак. Оно пугает, оно унижает, но оно не выращивает нейронные связи. Если вы сорвётесь на ребёнка, вы почувствуете временное (а кто-то и постоянное) облегчение, но понимания это ребёнку не добавит. Физическое наказание — не воспитание, это в лучшем случае дрессировка.
И в этом случае, давайте называть вещи своими именами. "Я бью ребёнка, потому что я по-другому не умею, и не хочу, я хочу разрядиться и сорвать злость, а он маленький, ответить мне не может, и является удобной грушей для битья."
Книги на тему:
- Людмила Петрановская "Большая книга про вас и вашего ребенка"
- Юлия Гиппенрейтер "Самая важная книга для родителей"
- Януш Корчак "Когда я снова стану маленьким"
Возможно вам будут интересны эти статьи на детско-родительские темы:
Как воспитать шизоида
Как мать влияет на психологическое благополучие ребенка. Теория развития Маргарет Малер
Достаточно хорошая мать
Теория привязанности
Признаки сексуального насилия над ребенком
Как вырастить неудачника
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Пишите в комментариях. Мы вам очень рады)