Намеренно заражать людей вирусом, чтобы проверить эффективность вакцины.
Обычно вакцины тестируются иначе. На самом деле исследователи ведут активное наблюдение за тысячами человек, одна часть которых получает вакцину, а другая - плацебо. Затем ученые смотрят, кто из них заразился в ходе естественной жизни. Это наиболее медленный процесс, но он даёт меньше рисков, чем намеренное заражение людей после того, как они получили вакцину.
Но в настоящее время ученые утверждают, что на риск подобных испытаний с намеренным заражением нужно пойти, если это действительно может ускорить разработку вакцины. Недавно несколько групп экспертов, работающих в области здравоохранения опубликовали статьи, где полностью поддержали идею намеренного заражения людей. А Всемирная организация здравоохранения на прошлой неделе опубликовала документ, в котором были изложены критерии "этической приемлемости" связанных с Covid-19 испытаний на людях с намеренным заражением.
Разработка вакцин обычно занимает десятилетия, но ученые ищут всяческие способы сократить процесс создания вакцины против Covid-19 до, возможно, 12-18 месяцев. Гарантии, что это получится успешно никто не даёт. И неясно, насколько испытание на людях с может потенциально ускорить этот график. По словам экспертов, испытания могут занять всего несколько месяцев, но создание версии вируса для заражения людей - это важнейшая часть любых подобных испытаний, и скорее всего, это займет не менее 6 месяцев.
Эксперты по вакцинам подчеркивают, что должны искать способы, которые не будут являться типичными при разработке вакцин. Эксперты по вакцинам в начале этого месяца написали статью в журнале Vaccine и поддержали испытания на людях с намеренным заражением. Доктор Плоткин отметил, что ближайшей целью является ни вакцина, а ускорение ее утверждения для экстренного использования в группах высокого риска. Эксперты считают, что даже если для ускорения появления вакцины будут использовать испытания на людях, то в конечном итоге все равно нужно будет провести более обширное испытание вакцины. Ведь совсем неизвестно, будет ли вакцина действительно лечить людей, а не наоборот усугублять положение и так больных людей.