Дождь льет пеленою и скрывает от меня мир. И пусть скроет его от меня. Он не нужен мне, как и я никому не нужен в мире.
Мое знакомство с Михаилом Булгаковым началось, как, наверное, и у большинства, с “Мастера и Маргариты”. И на довольно долгий период этим же и закончилось. Ровно до тех пор, пока у меня не появился его сборник, в который входят “Записки юного врача”, “Записки на манжетах” и сам “Морфий”. Взяла его с собой в поездку и читала, стоя на границе и подсвечивая страницы фонариком телефона.
Сборник начинается “Записками юного врача”, которые фактически являются автобиографическими очерками о его реальной работе в Никольском. В него входит семь небольших рассказов, каждый из которых повествует о тех или иных довольно интересных случаях из практики сельского врача. Местами забавное, местами очень жуткое произведение, затрагивающее совершенно разные болезни и описывающее то, как с ними пытается справляться молодой врач, только что попавший на практику и не имеющий возможности спросить совета ни у кого, кроме как своих университетских книг и учебников.
“Записки на манжетах” оставили после себя довольно странное впечатление. Они читались как-то лениво, обрывочно, не знаю, оттого ли, что мне было скучно, оттого ли, что у произведения довольно своеобразное построение текста, оттого ли, что эта была не та тема, о которой мне хотелось бы читать после первого сборника.
Сюжет рассказывает о реальной жизни Михаила Афанасьевича, его пребывании на Кавказе, а позже - в Москве. Основной темой становится проблема отношений писателя и власти, а так же отсутствие денег и возможности заниматься творчеством.
Последнее же произведение, “Морфий”, как мне показалось, довольно тесно связан с первыми “Записками”, однако не входит в их цикл. Большая часть рассказа состоит из дневниковых записей врача Полякова, описывающих его зависимость. Читатель видит все мучения морфиниста, наблюдает за тем, как тот постепенно теряет рассудок, как все больше отдаляется от людей, которые искренне хотят помочь ему. “Морфий” оказался для меня самым тяжелым рассказом из всей книги, пожалуй, хоть и был прочитан взахлеб.
Все эти произведения абсолютно отличаются от упомянутого ранее “Мастера и Маргариты”, но являются не менее увлекательными. И, на мой взгляд, для тех, кто положительно относится к русской классике и не боится довольно тяжелых в моральном плане произведений, этот сборник точно будет интересным.
Всего доброго.