То, чему мы стали свидетелями в последние месяцы, на самом деле, для массового сознания беспрецедентно. Но вовсе не неожиданно, предпосылки на лицо, сигналы существовали давно, а тенденции говорят нам о том, что всё будет только хуже. Если, конечно, не предпринять срочных мер.
И говорить мы сейчас будем не столько о коронавирусе, сколько о манипулировании массовым сознанием, причём манипулировании стихийном, что намного хуже, ибо оно не имеет глобальных целей, развивается бесконтрольно и может приносить вред всем без исключения. Текущая ситуация с пандемией стала наглядным и показательным примером такого развития.
Речь пойдёт об анализе работы средств массовой информации и давайте сразу оговоримся, что мы не являемся сторонниками теории заговора. Даже в случае с коронавирусом, мы можем признать, что, несомненно, правительства многих стран, равно как и различные финансовые организации, используют нынешнюю ситуацию в своих целях. Кто-то заработает на текущем кризисе, кто-то использует его, как предлог для принятия непопулярных политических решений - в частности, усиления контроля над личной жизнью граждан во всех сферах. Возможно даже, природа самого вируса является рукотворной. Однако, мы далеки от мысли, что всё изначально было спланировано и глобальный кризис свершился по велению некоего мирового правительства. Нет - на наш взгляд, это произошло, скорее, из-за недальновидности и всеобщего желания заработать.
Исходно мы должны определить и принять общеизвестные факты. Во-первых, коронавирус - не единственное серьёзное заболевание, принявшее масштабы пандемии. Были, есть и будут такие же, а то и более страшные инфекции - ВИЧ, гепатит, туберкулёз. Корь, в конце концов. Куда более распространённые, опасные. Местами более заразные. Однако, в то же самое время, более привычные. Это ключевое слово. И мы не кричим о них на каждом углу, не проверяем ежедневно, сколько в мире заражённых. Не вчитываемся в статистику смертности от того же туберкулёза или гепатита каждое утро. Не ждём пика, плато и спада. И уж, конечно, не закрываем на карантин целые города и страны. Почему так? А просто потому, что мы к ним привыкли и они никому не интересны. Да, люди с гепатитом годами мучаются от сопутствующих хронических заболеваний и умирают от них. Да, туберкулёзом теоретически можно заразиться в общественном транспорте, а гепатитом или вирусом иммунодефицита человека - в обычной стоматологии. Ну и что? Разве они стоят внимания, ведь это не коронавирус!
Почему же мы так много внимания уделяем именно данному заболеванию и именно в последнее время? Причин тут, на наш взгляд, несколько.
Первая кроется в нас самих. Развитие средств электронной коммуникации в последние годы привело к тому, что большинство из нас попали в то, что называется дофаминовой ловушкой. Мы не мыслим своей жизни без Интернета. Нам постоянно необходимо обновлять свою страничку в соцсетях, проверять сообщения, заходить в "Инстаграм", читать новости. От этого, порой, так сложно оторваться! Не будем сейчас описывать механизм данной зависимости, он хорошо изучен и про дофамин (или допамин, как его ещё называют), можно прочесть на сотнях сайтов. Равно как и про дофаминовую зависимость. Констатируем лишь, что это именно зависимость и многие её не осознают. Однако, при этом, попав под её влияние, начинают потреблять огромный объём ненужной, в сущности, информации. Данным положением пользуются все создатели и хранители контента - социальные сети, новостные сайты, видеохостинги. Газеты и телевидение, все, кто угодно. Раз есть спрос, будет и предложение. Вот почему мы подобны утопающим - потоки информации сегодня захлёстывают нас. В большинстве своём это то, чего мы даже не выбирали сознательно, ведь часто мы потребляем контент просто для того, чтобы его потреблять. Так сытый, в общем, человек подходит к холодильнику - чтобы "что-то пожевать". Нужно ему это или нет? Скорее всего, нет. Но от процесса он получает удовольствие. Вот и мы получаем удовольствие от листания этих бесконечных страниц, разглядывания фото и чтения постов, которые услужливо предлагает нам лента. Оторваться просто нет сил.
Вторая причина заключается в принципе работы современных СМИ. И давайте сразу оговоримся, что автор, хоть и не верит в теории заговоров, но также и практически не верит в честную журналистику, за редчайшими исключениями. Точнее, в то, что она ещё существует в сколько-нибудь значимых объёмах. Ведь, условно говоря, все материалы во всех СМИ мы можем разделить на две большие категории. А критерий деления только один - кто за них платит.
Первая категория - это материалы рекламного и пропагандистского характера. Читай, заказные. И совершенно неважно, в каком формате они публикуются, газеты это, телевидение или интернет. Это сведения, за обнародование которых средствам массовой информации заплатили деньги. Причём, опять-таки, неважно, в какой форме - разового гонорара журналисту, оплаты публикации в коммерческом издании или же в форме заработной платы для сотрудников СМИ, принадлежащих крупным игрокам, от корпораций до государства. Содержание и окраска этих сведений определяются заказчиком, потому что заказчик хочет и имеет право на то, чтобы потребитель не просто узнал что-то, но разделил его точку зрения.
Вторая категория материалов - это то, что СМИ публикуют самостоятельно. И да, они не получают за это каких-либо денег. Напрямую. Однако, это вовсе не даёт нам оснований полагать, что этот контент является сколько-нибудь объективным. Дело в том, что любое средство массовой информации должно быть заинтересовано в аудитории. В читателях, зрителях, слушателях. Потому что если нет аудитории, то нет доходов - рекламодатели не станут платить сайту, который никто не читает. Политическая партия не станет содержать газету, а крупная корпорация радиостанцию, которую никто не читает или не слушает. Привлечение как можно большей аудитории является прямым корыстным интересом журналистов и редакторов. Возьмём, для примера, крупную российскую сеть региональных информационных порталов. Не будем её называть, однако пример это не единственный. Сеть имеет порталы новостей, которые читают жители крупных городов и живёт исключительно за счёт доходов от рекламы. Порталы пользуются популярностью - вспоминаем про дофаминовую ловушку - аудитория у них огромная и реклама, соответственно, стоит баснословных денег. Какие же материалы должны быть опубликованы на этих сайтах, чтобы аудитория росла, чтобы реклама стоила дороже и рекламодатели стремились её оплачивать? Уж конечно, не новости культуры, в массе своей. Поэтому список тем избит и до боли знаком - криминал, коррупция, разного рода местные скандалы. В общем, любой негатив, который только существует в жизни любого города. А печальнее, но и показательнее всего, то, что если негатива недостаточно, они создают его сами при помощи умелого подбора тем и заголовков.
Информационный повод - основа основ деятельности журналиста. Для создания контента необходим информационный повод. Но что, если этот повод недостаточно хорош? Правильный журналист ориентируется на свою аудиторию, знает своего зрителя и читателя. Конечно, он не будет публиковать то, что никому не интересно. Поэтому он создает либо модифицирует имеющийся информационный повод под вкусы данной аудитории. А массовые вкусы, увы, не меняются - хочешь много просмотров, пиши про отрицательное.
Вот эти причины и сыграли со всеми нами злую шутку в текущей ситуации с пандемией. Нет, мы не отрицаем серьёзности вирусной угрозы. Но, когда мы спрашиваем себя: "адекватны ли принимаемые меры, не слишком ли они преувеличены и в чём причина такой реакции со стороны властей, ведь эпидемии бывали и раньше" - вопросов возникает больше, чем ответов. А в причинах разобраться очень просто.
В самом начале года ситуация с заболеваемостью находилась в начальной стадии развития. Заразившихся было мало, и это был Китай, и то не весь, а лишь одна провинция. Однако, информационный повод был налицо. Возможно, в другом мире или в другое время, он бы не сыграл такой роли. Но ведь мы живём в 21 веке, везде соцсети, инстаграм и прочее. Ролики - фейковые, конечно - о том, как на улицах Уханя люди падают от коронавируса. Как же было за это не ухватиться, ведь это так интересно. И понеслась волна, переросшая в лавину. Какие-то видео подхватили газеты и телевидение, потом развенчали, но маховик уже был запущен... Далее пошли опровержения. Далее сама тема с вирусом - нужно было взять комментарии у специалистов. Далее мнения разделились, это тоже нужно было осветить. Далее стали искать новые случаи. А они тут как тут - как же не написать. Почему не писали про новые случаи туберкулёза? Про ВИЧ? От него точно так же нет вакцин и нормального лекарства? Да мало ли ещё болячек? То, что публиковали в одной стране, подхватывалось средствами массовой информации других стран - ведь они постоянно ищут контент. Одним словом, лавина есть лавина.
Что же здесь удивительного? Ведь СМИ не могут, просто физически не могут остановиться, потому что контент - это их жизнь, их зарплата и вопрос их существования. Заметьте, в тот период, когда жизнь во многих городах и странах встала, у журналистов, как и у медиков, работы прибавилось. Только вот можно ли сравнивать тех и других в плане пользы для общества? Врач, лечащий пациента, спасающий жизнь, и журналист, рассказывающий о том, что в такой-то провинции такой-то страны столько-то человек скончались от вируса. Конечно, информирование - это очень важная задача, без достоверной информации в наше время невозможно существовать и функционировать ни государству, ни людям. Но ведь для информирования о положении дел есть отчёты, статистика и, вообще, совершенно иные каналы. Государственные органы, принимая решения, в идеале должны опираться только на них. А бесконечный поток абсолютно ненужных сведений, скажем прямо - чернухи - льющийся нам в уши с экранов, разве он каким-то образом делает нашу жизнь лучше и безопаснее?
Но вернёмся к тому, как разворачивались события. Как мы уже писали, лавина началась и к концу зимы-началу весны её было уже не остановить. Не то, чтобы повод в действительности был какой-то выдающийся и экстраординарный. В мире происходит множество важных событий, о которых мы даже не знаем. Но СМИ почувствовали, что это раскручено, про это читают, смотрят - и значит, надо давать ещё больше материалов на эту тему. Сайты, телеканалы, радиостанции - никто не хотел и сейчас не хочет отставать, потому что конкуренты не дремлют. В статистике информационных сайтов, самые читаемые и обсуждаемые статьи - про коронавирус. Хочешь, чтобы тебя читали, пиши про него. Не будешь про него писать, читатели уйдут на другой сайт, а за читателями уйдёт и рекламодатель. А с рекламодателем уйдут и деньги, твоя зарплата. Поэтому пиши про коронавирус, пиши что хочешь, лишь бы привлечь этим аудиторию. Да, нельзя придумывать, за это теперь ответственность. Но можно повернуть, перевернуть, начать не с того конца, использовать эпитеты, перефразировать. Писать не о том, сколько выздоровело, а о том, сколько умерло. Ругать власть за то, что не ввела карантин и, в соседнем материале, ругать власть за то, что ввела режим самоизоляции. Здравый смысл не важен от слова совсем. Главное - ругать, потому что на это клюют, как на живца, ведь поругать государство у нас всякий горазд. Всем нужно сидеть дома, но журналистам можно ходить по публичным местам, делать фотографии и писать о том, как несознательные граждане не соблюдают режим самоизоляции - при этом, самим портя индекс самоизоляции и рискуя стать разносчиками заразы. Что, собственно, и происходило в некоторых редакциях. Какая же в этом большая необходимость и польза для общества?
Теперь о том, что и почему сделали власти. На наш взгляд, они совершают большую ошибку. Суть её в том, что не всегда власть предержащие могут отличить реальное мнение народа от того, что публикуется в средствах массовой информации. Поэтому ситуация свелась к следующему - СМИ создали панику, а власти сделали вывод, что паникуют все люди. И решили отработать по полной - ну или почти по полной. Пойти навстречу желаниям граждан, так сказать. Люди боятся заразиться - пусть будет карантин, лишь бы успокоились. При этом, понимали ли они, что доля паникующих относительно невелика? Что большинство людей мыслят абсолютно здраво? Вообще, здесь возникает вопрос о доверии тех, кто находится на самом верху, к своему народу. Но это отдельная тема. Ситуация же, в целом, свелась к тому, что испугавшись недовольства бездействием, правительства пошли на крайние меры не понимая, что недовольство властью - это черта массового сознания и оно присутствует всегда, поэтому не стоит боятся критики, она была бы вне зависимости от принятия тех или иных решений. В качестве иллюстрации к последнему тезису, возьмём контрастные ситуации - большинство европейских стран и Швеция. Или же Россия, Украина и Беларусь. В Европе и России правительство ругают за то, что введён карантин (самоизоляция) и люди сидят без работы, в Швеции и в Белоруссии за то, что карантин не введён и люди болеют. Что в действительности было необходимо власти, так это чёткий, последовательный план действий, а также воля к его реализации вне зависимости от сиюминутной конъюнктуры общественного мнения.
Надо сказать, что российское правительство здесь поступило ещё относительно мягким образом и более мудро, нежели европейские коллеги, потому что, с одной стороны, обеспечило в той или иной степени, возможность контролировать рост заболеваемости, а с другой стороны, не стало полностью лишать людей свободы передвижения и возможности существовать. И, ещё раз - мы как не сторонники теорий заговора, так и не популисты, кричащие о том, что у нас всё плохо, а за границей всё хорошо, и лечат лучше и денег всем дают и маски бесплатно. Поэтому действительно считаем, что определённый здравый смысл в решениях был. Тем не менее, отсутствие достаточно чёткой стратегии (хоть таковую и сложно выработать в постоянно меняющихся условиях) и отсутствие твёрдой решимости её реализовать, привело к тому, что мы имеем на текущий день, а именно, к состоянию общественной неопределённости в нашей стране. Когда режим самоизоляции вроде как есть, но его никто не соблюдает. Когда работать вроде как нельзя, но многим можно. Когда те, кто всё-таки не работает, от этого страдают и не понимают, для чего это всё и почему, например, в тренажерный зал сходить нельзя, а в алкомаркет можно. И почему, скажем, официально в некоторых регионах только в ближайшие недели можно будет заниматься спортом - только на улице и только в компании одного-двух человек. А фактически, во дворах спортсмены уже месяц, как оккупировали турники, дети - песочницы, а мамочки - лавочки.
При этом, по статистике заболевших мы имеем то, что имеем - рост был, когда все верили в самоизоляцию, а когда она всем надоела, он прекратился.
Всё вышесказанное приводит к неутешительным выводам. Во-первых, в сложившейся ситуации виноваты три стороны - коронавирус, СМИ и мы сами. Коронавирус появился, СМИ раздули ситуацию, а мы являемся катализатором происходящего. Перестань мы все читать новости в интернете от слова "совсем" - через две-четыре недели ажиотаж схлынул бы и жизнь могла бы вернуться в относительно нормальное русло. Каждый бы занялся своим делом - врачи бы лечили заболевших, учителя учили детей, продавцы продавали товары, строители строили и так далее. Меры предосторожности бы оставались и, сдаётся нам, на общих данных по числу заболевших это особо бы не сказалось.
А во-вторых, что ещё печальнее - ситуация может повториться. Ведь мир сейчас насквозь цифровой, настолько, что он подобен тополиному пуху летом. Достаточно брошенной информационной искры и разгорится пламя. Дойдёт ли оно до наших стен - неизвестно, но шанс велик, что снова будут гореть дома. И никто не знает, станет ли этой искрой очередной вирус, либо же какой-то другой информационный повод.
Выход один - поскольку на совесть мы не надеемся, за распространением информации и за СМИ, как таковыми, должен быть установлен жёсткий контроль. Информация, безусловно, должна публиковаться правдивая, о каком-то дезинформировании людей речи не идёт. Но её количество должно быть строго дозировано, равно как под контролем должен быть и сам стиль публикаций, то есть её оценка. Если взять в качестве примера Китай, то мы должны будем вспомнить, что они успешно справились с эпидемией, решительно отреагировав на возникшую ситуацию, закрыв Ухань. Но, при этом, многие другие провинции там оставались открытыми и масштабной паники не было. А ведь в Китае существует серьёзная цензура. Не ей ли мы обязаны результативности борьбы китайцев с эпидемией? Власти там просто сделали то, что считали нужным, без оглядки на мнение общества, и это сработало.
Поэтому журналисты свободного мира, к коему мы причисляем и себя, должны усвоить раз и навсегда - нагнетать нельзя. Это запрещено, это против наших интересов, против интересов общества. За исключением, разве что, интересов производителей гречки и туалетной бумаги. Но и гречкой и туалетной бумагой желающие уже запаслись надолго, разве нет?
(с) Владимир ШЕРЕМЕТЬЕВ, 2020