Неважно, что отравляет вашу жизнь, беллетристика – лучший способ отвлечься во времена больших потрясений.
Молли Одинц
Недавно прочитала одну любопытную статью, в которой говорилось о том, что детективы и триллеры здорово помогают отвлечься от всяких плохих мыслей и уменьшить тревожность. Хотя казалось бы... Несколько тезисов оттуда:
- У триллеров есть одно преимущество – они заставляют сердце колотиться. Если художественная литература – тяжелая атлетика чтения, то триллеры – его кардиотренировки. Они – это сдержанный способ перенаправить часть вашего беспокойства в такой формат, в котором эта энергия будет накапливаться, а затем рассеется, причем этот процесс будет контролируемым.
- Если вам нужно удовлетворить свое эволюционное стремление к решению задач, то детективная литература хорошо занимает все наше внимание потому, что наш долг, как читателя, попытаться раскрыть тайну вместе с детективом. Мы и сотрудничаем с персонажами, и соревнуемся. Мы стараемся оказаться на шаг вперед и по крупицам информации найти решение.
- Полицейские процедуралы предлагают еще один способ успокоения, потому что, в основном, они написаны так, что укрепляют нашу веру в систему и тех, кто на нее работает.
- Прямо сейчас детективы более позитивны! Но совсем не по тем причинам, по которым вы думаете. Детективные романы часто фокусируются на «обочине жизни», они зачастую обнажают тяжесть повседневного существования, рассматривают проблемы не совсем легальных профессий. И вот все это прекрасный способ напомнить, что несмотря ни на что, жизнь продолжается.
Понимаю, что всё спорно, но приводимые аргументы очень даже убедительны. Для меня, по крайней мере.) И, я решила, что надо бы почитать детектив. И выбрала роман "Убийственно тихая жизнь" Луизы Пенни, получившей за него несколько литературных премий. Это первая книга цикла про старшего инспектора полиции Квебека Армана Гамаша.
Очень странное у меня впечатление сложилось от этой книги. Она мне показалась милой. Представляете? Милый детектив, ну надо же! А вот так сложилось, потому что у Пенни получилось создать какую-то удивительно уютную атмосферу и изобразить прямо-таки дивное местечко. Три Сосны - небольшая деревушка, где все у всех на виду, все друг друга знают. И люди такие хорошие, ну, за исключением одной семейки, и дружные такие. Мне подобные отношения всегда кажутся каким-то волшебством, потому что реально складывается ощущение, что деревня - одна большая семья. Пусть не близких родственников, а дальних, но семья. И вот в этой идиллии происходит преступление. В голове не укладывается.
Не укладывается вовсе, так как убит человек, которого все любили и уважали. И вроде повода-то нет никакого. Очень интересно тут завязано, потому что убийство произошло после одного события, которое удивило всю деревню - Джейн открывает двери. Джейн выставляет картину. Джейн приглашает к себе. Сразу становится понятно, что между этим и убийством есть явная связь. Только вот возвращаемся мы к ней только в конце.
Чем же мы занимаемся на длинной дистанции развития действия? Мы расследуем преступление и знакомимся с персонажами. Тут получилась на удивление сбалансированно, потому что с одной стороны у нас здесь детектив, а с другой - рассказ о жизни в маленькой тихой деревне: люди, традиции, увлечения, радости и горести. Бывает, что одно отвлекает от другого, но тут нет, тут, наоборот, одно дополняет другое. Конечно, в каждом детективе это присутствует, но здесь этой обычной жизни много. Убери детективную составляющую и получится вполне себе полноценный роман, но уже совсем другого жанра. Здесь созданы очень интересные и разноплановые персонажи, очень хорошо прописанные и раскрытые. Да, такой штамп, как "живые", как нельзя лучше сюда подходит. Жизнь в деревне на самом деле кипит, хотя может показаться сначала, что за этими заборчиками и двориками с цветами, живут размеренно и скучновато. Но нет, тут и свой стрелковый клуб, и общие праздники, и культурные мероприятия. Всё делают жители, среди которых есть много творческих людей.
Кстати, мне очень понравилось, как Луиза Пенни выстроила композицию своего романа. Сразу завязка, дальше длинное развитие, и достаточно яркая кульминация, так как замес из составляющих раскрытия преступления тут впечатляет. А таинственности в произведение добавляет и задержанная экспозиция - о прошлом героев мы узнаем постепенно, а самое важное открывается уже ближе к развязке. Ну и очень уж тут гремучая смесь получилась в итоге. Я про мотив убийства и то, что привело к раскрытию.
А что у нас бравые полицейские? Команда. Это на самом деле большой плюс, так как в последнее время всё про талантливых, а то и гениальных, одиночек пишут. А тут команда. И работа в команде. И работа с жителями. Инспектор Арман Гамаш - ушлый парень. Всех и всё правильно настроил и раскрытие преступления ему, можно сказать, на блюдечке принесли. Это тоже талант - уметь сделать так, чтобы всё работало на тебя. Не обошлось, конечно, и без негативного образа. Здесь такую роль играет Николь - молодая женщина, которая очень гордится тем, чего она добилась. При очень хороших для полицейского данных, при остром уме, ей явно не хватает внимания и понимания. Это же люди. Гамаш же прекрасно показывает, что очень многое строится на психологии. Николь не видит и не понимает. Старается ли? До определенной степени. Не больше. Характер и завышенные амбиции мешают.
На самом деле я могу ещё много тут писать, разбирая каждого персонажа, действия полиции, разные версии следствия и действия следователей. Тут всё крайне любопытно показано и рассказано. Единственное, что меня не убедило, это мотив убийцы. Картину же уже видели. Почему он решил, что Джейн его обязательно разоблачит, если она уже долго молчала? Мне кажется, что этот страх, именно боязнь быть пойманным, подтолкнула к новому преступлению. Сыграно им было хорошо. Но там, где страх, там и неосторожность. Точнее, перестраховка. Хотя могло бы прокатить, кабы не внимательность Армана и не вездесущая Клара, которая, собственно, и раскрыла преступление. Ну, не прям вот так буквально на убийцу указала, но крайне много накопала, объяснила и рассказала. Хороший помощник Гамашу в её лице получился. Прям находка.
Всё, заканчиваю. Это планировалось ещё в предыдущем абзаце, но снова пошли слова. Это классный детектив. Милый. Уютный. Но при этом очень насыщенный. Если честно, сразу захотелось схватить следующий роман цикла. Но пока другие планы. Однако, к циклу непременно вернусь.
Кстати, Луиза Пенни рассказывала, что она выросла на книгах Агаты Кристи и других классиков Золотого века детектива. Вот чувствуется хороший вкус...
Читайте хорошие книги!
Из рубрики "Рекомендации".