Найти тему

Сладкая выдумка

Модники в эпоху упадка отдавали предпочтение синтетике над природой, нигде больше, чем в сказочных подделках парфюмерии

«У природы есть благие намерения… но… она не может их осуществить», - заявляет Вивиан, представитель недавнего сократического диалога Оскара Уайльда «Распад лжи» (1889). Замечание Вивиан могло бы послужить идеальным рекламным баннером для парфюмерной индустрии того времени, когда было открыто много ключевых синтетических ароматических химикатов, составляющих кости современной парфюмерии.

Для опытного парфюмера точная копия натурального аромата не является ни желательной, ни привлекательной: его искусство состоит в том, чтобы добавить сложность и интерес к утонченности природы. Парфюм - идеальный аксессуар для Уайльда и других декадентских эстетов, которые возвышают искусство, воображение и культуру над природой и считают себя членами более высокого порядка. Внедрение парфюмерной синтетики подчеркивает то, что Макс Бирбом в 1894 году назвал «новой эпохой выдумки».

Воплощая эпоху, декадентский денди ведет жизнь утонченной утонченности, избегает полезности и посвящен совершенствованию себя и своего ближайшего окружения. Духи — это проявление его ауры исключительности, выделяющей его из массы простого человечества. Влиятельные представители, реальные и вымышленные, начинаются с Жана Де Эссейнта, богатого эстетического героя влиятельного романа Дж. К. Гюйсманса «Возрождение» или «Против природы» (1884), который отворачивается от общества, чтобы проводить время в уединении дома, собирая красивые вещи и балуясь его аппетиты. Знаток парфюмерии, он с удовольствием экспериментирует, создавая ароматную «сказочную подделку деревни», которая, по его мнению, сводит на нет необходимость путешествовать.

Точно так же в картине Уайльда «Дориан Грей» (1891), Дориан подражает Дес Эссейнтесу, отдавая предпочтение искусству над природой. Он собирает драгоценные артефакты и экспериментирует с духами, но также подражает декадентскому дендизму своего наставника лорда Генри Уоттона, обонятельного эпикура, который, подобно Уайльду, воздействует на душистые петли и платки.

Обри Бердсли - еще один денди и арбитр выдумки. Некоторые из его элегантных извилистых, зловещих черно-белых рисунков, выполненных при свечах, украшали обложки «Желтой книги», ведущего декадентского журнала 1890-х годов. Декаданс, парфюмерия и их превосходство над природой объединяются в истории о подруге Уайльда Аде Леверсон, которую Бердсли попросил приехать пораньше на вечеринку, чтобы она могла помочь ему «почувствовать запах цветов». Когда она приехала, она обнаружила, что он активно опрыскивает гардению и тубероз опопанаксом, и он «вручил ей спрей франжипана для стефанотиса».

Фото

Баур разбогател, запатентовав свой «нитро-мускус» (производное тротила), и впоследствии разработал другие нитро-мускусы, в том числе мускусный кетон, мускусный ксилол и мускусный амбрет, который играл отличительную роль во многих известных парфюмах, таких как Шанель № 5 (1921). Нитро-мускусы исчезли из употребления после 1981 года из-за опасений относительно их токсичности и потому, что их фоточувствительность заставила их разлагаться; с тех пор они были заменены новыми видами синтетического мускуса. Другие животные также были заменены синтетическими. Амбра, серая смолистая кишечная секреция, производимая кашалотами, не связана с навязчивым или вредным урожаем, так как она в основном собирается на пляжах. Тем не менее, он очень редкий и чрезвычайно дорогой, поэтому, хотя он может быть использован в некоторых элитных парфюмах и некоторыми независимыми парфюмерами-ремесленниками.

«Все натуральные» духи имеют тенденцию быстро исчезать, и большинство парфюмерных экспертов считают, что они не могут конкурировать с более эстетически инновационными или поразительными творениями, достижимыми с помощью синтетики.

В настоящее время, когда опасения по поводу изменения климата и техногенных загрязнителей привели к свержению выдумки в пользу природы, наше предубеждение по поводу коленного рефлекса предполагает, что «синтетический = дешевый и неприятный». Тем не менее, некачественные натуральные вещества могут плохо пахнуть, и может быть трудно обеспечить консистенцию ингредиентов более высокого качества.

Некоторые натуральные вещества, такие как жасмин, болгарская роза, тубероза и ирис, используемые в высококачественных элитных парфюмах, общеизвестно дороги из-за их относительного дефицита, а также из-за интенсивного труда и других высоких производственных затрат, связанных с их производством.

Как натуральные, так и синтетические материалы могут вызывать раздражение, а их использование в парфюмерии сегодня строго контролируется и регулируется Международной парфюмерной ассоциацией.