Найти тему
Война и ART: 1941-45

Война таланту не помеха

Весна 1943 года. Одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны - Сталинградская битва закончилась разгромом немецких войск. Из эвакуации возвращаются жители пригорода и Сталинграда. Среди них Александра Пахмутова, будущий известный советский и российский композитор, а на тот момент 13-летняя девочка, вернувшаяся из Казахстана.

Александра Николаевна Пахмутова в юности
Александра Николаевна Пахмутова в юности

Несмотря на то, что Сталинград был освобожден от захватчиков, линия фронта проходила не так далеко, а значит сохранялись и госпитали, в которых стали выступать дети. Семья Александры жила в посёлке Бекетовка рядом со СталГРЭС, расположенном в 15 км от города, поэтому девочке приходилось каждый день преодолевать большое расстояние, чтобы добраться до мест своего выступления. Эти 15 километров были сплошным кладбищем самолетов, среди которых разыскался трофейный аккордеон, пригодившийся для выступлений. В эвакуации за несколько месяцев Александра самостоятельно научилась играть на этом инструменте.

Маленькие гости в госпитале поднимали боевой дух солдат
Маленькие гости в госпитале поднимали боевой дух солдат

«Бойцы выходили, раненые, в садик. Выходили вечером, чтобы посидеть, и я им играла, - вспоминает Александра Николаевна, - пела «Ой, Днипро, Днипро», «Прощай, любимый город» и даже представить себе не могла, что пройдет время, и я буду лично знать авторов этих песен». Играла Саша не только чужую музыку, но и свою собственную. Ещё в конце 1941 года она услышала стихотворение Иосифа Уткина «Если будешь ранен». На одиннадцатилетнего ребенка недетский смысл слов о верности своей Родине произвел колоссальное впечатление, благодаря которому была написана музыка. По признанию Пахмутовой, эта песня стала одной из первых в ее творчестве.

А тем временем война продолжалась. Саша понимала, что ей необходимо профессиональное образование и уговорила родителей отвезти ее в Москву, чтобы попробовать поступить в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1943 году для девочки, специально приехавшей из Сталинграда, собрали комиссию, по решению которой юного музыканта приняли с пометкой «ввиду отличных перспектив». Но не всё было так просто: Руководство Московской консерватории не могло предоставить девочке общежитие, поэтому Пахмутова жила у друзей родителей в коммунальной квартире, где не было фортепиано. Чтобы не растерять навыков, Александра Николаевна приходила в школу за два часа до занятий для того, чтобы попрактиковаться на инструменте.

Великая Отечественная война не стала преградой для развития таланта Александры Пахмутовой и сегодня мы можем наслаждаться творчеством одного из самых плодовитых композиторов Советского Союза.