Рабочие бригады спустились на 12 пригородных стоянок в Торонто в конце ноября 2018 года и направились к зарядным станциям электромобилей (EV). Их работа шла по пятам доклада МГЭИК, который предупреждал об ужасных экологических, экономических и медицинских последствиях при отсутствии серьезного импульса к декарбонизации к 2030 году.
Но в 2013 году экипажи не стали добавлять к двум зарядным станциям, установленным на каждой автостоянке. Они пришли их убрать.
Это стирание климатического проекта одного из провинциальных правительств его преемником стало лишь вершиной тающего айсберга. Устойчивое распутывание климатической политики началось с того, что вновь избранное консервативное правительство отменило провинциальный лимит и торговую систему, а также контракты на возобновляемые источники энергии из системы "зеленого" тарифа Онтарио. Оно также отменило субсидирование электромобилей (до $14,000 за автомобиль при предыдущем правительстве).
Несмотря на то, что некоторые реверсы были проданы как сокращение расходов, некоторые из них были дорогими. Отмена 750 проектов по использованию возобновляемых источников энергии, например, обошлась в 231 миллион долларов США.
Соблазнительно смотреть на это разворачивание через призму поляризованной политики, поражающей многие западные демократии. Это пропускает общую картину.
Наше исследование более двух десятков климатических инициатив по всему миру - от уровня общин до глобального масштаба - показало, что история Онтарио печально известна. Нет недостатка в климатических инициативах - наши тематические исследования представляют собой лишь небольшой срез тысяч. Проблема скорее в том, что эти инициативы, как правило, начинают реализовываться, достигают определенного прогресса, а затем застревают или даже регрессируют.
Зависимость от ископаемого топлива означает, что новой политике или технологии в отдельности трудно катализировать прорывные изменения. Частью истории является отталкивание, как это произошло в Онтарио, от политических и экономических интересов, которые мобилизуют оппозицию.
Но открытое сопротивление - не единственное препятствие на пути перемен. Изменение одного часто наталкивается на мощную инерцию связанной с этим политики, технологий, интересов и моделей поведения.
Например, политика местного или провинциального уровня, стимулирующая покупку электромобилей путем разрешения бесплатной парковки или предоставления субсидий, может способствовать некоторому прогрессу в деле сокращения выбросов. Однако если другие части транспортной системы не изменятся, то политика затормозится или обратится вспять.
Без зарядных станций у людей будет беспокойство по поводу дальности действия. Если субсидии сократятся или более высокие уровни правительства не введут более строгие стандарты на топливо, рынки сбыта EV могут иссякнуть. Если электросеть будет снабжаться грязным углем или другим высокоуглеродным топливом, закупки ЭВ будут оказывать меньшее влияние на общий объем выбросов. Если в результате этого поглощение ЭВ останется низким, автомобильные компании и население могут выступить против такой политики как дорогостоящей с точки зрения ограниченного воздействия.
Такая сложная и взаимозависимая динамика проявляется во всех политических мерах и масштабах. Даже в Германии, где проводилась самая агрессивная политика в области возобновляемых источников энергии, декарбонизация застопорилась, несмотря на мощную государственную поддержку. Динамика ценообразования и политики, например, революция в сфере добычи сланцевого газа за пределами Германии и решение о постепенном сворачивании атомной энергетики, привели к тому, что уголь стал самым дешевым источником энергии, в результате чего были расширены угольные электростанции.
Поэтапный отказ Германии от угольной энергетики будет завершен в 2038 году (слишком медленный, по мнению некоторых активистов) и принесет миллиарды евро в качестве компенсации угледобывающим государствам и компаниям.
Инициативы в области климата также застревают, поскольку создаваемый ими импульс не всегда направлен на существенные изменения или декарбонизацию. Например, переход от сжигания угля к производству электроэнергии на природном газе может привести к снижению выбросов. Однако обращение к этому мостиковому топливу усиливает зависимость от ископаемого топлива. Политические коалиции, поддерживающие такие первоначальные изменения и извлекающие из них пользу, могут не способствовать более агрессивным действиям.
В качестве примера можно привести политику Колорадо в области новой энергетической экономики. В середине 2000-х годов она включала в себя обязательство перейти от использования угля к использованию возобновляемых источников энергии при поддержке профсоюзов и энергетических компаний. Революция в области гидроразрыва пласта, однако, привела к снижению цен на природный газ и стимулировала развитие коалиций, которые поддерживали его в качестве топлива переходного периода.