Истинно русский человек
Серебряный век русской культуры дал нам целое созвездие имен замечательных поэтов, но были еще и блестящие философы, искусствоведы, публицисты. К числу последних принадлежал Владимир Андреевич Грингмут, прославившийся не только тем, что оставил заметный след в культуре России, но и тем, что, будучи по крови немцем, являлся, по определению Николая II, «истинно русским человеком» и всем сердцем стоял за укрепление русской государственности и Царского престола, как главного фактора крепости Российской Империи, ее великой силы и беспримерного могущества.
Владимир Андреевич Грингмут родился в Москве 3 марта 1851 года. Его родители встретились и познакомились достаточно случайно. Отец, Вилибальд-Генрих, доктор философии, руководил кафедрой классической филологии в Бреславльском университете, и не помышлял о переезде.
Но приглашение графа Сергея Строганова поработать в Москве воспитателем своих детей принял. После отъезда графа в Петербург в 1847 году отец Грингмута остался в Москве и преподавал языки в одном из пансионатов. Мать Владимира Андреевича — Берта Петровна фон-Соколовская — была дочерью директора известной Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Владимир Грингмут закончил Московский #университет , после чего преподавал древнегреческий язык и эстетику в крупнейшем Лицее имени Цесаревича Николая. Позже он станет директором этого Лицея.
Важным событием в жизни молодого преподавателя стала женитьба в 1875 году на дворянке Рязанской губернии Любови Дмитриевне Змиевой. Вскоре после бракосочетания он принял русское #подданство (впоследствии получил потомственное дворянство). Жена Грингмута была верующей русской женщиной. Именно через нее Владимир Андреевич Грингмут пришел к Православию.
Принятие святой Православной веры перевернуло его жизнь. Он осознал, что именно Вера, в сочетании с Верностью Царю и Служением Отечеству, является той основой, на которой строится могущество Государства Российского и счастье ее гражданина.
Призвание - публицистика
С двадцатилетнего возраста Грингмут начал пробовать себя в качестве публициста, много работая в изданиях державной ориентации. Важной вехой в его карьере стала работа в журнале «Русское обозрение», центральном издании православно-монархической мысли. К началу девяностых годов Грингмут был уже маститым профессиональным публицистом, статьи которого имели большое влияние на умы современников.
В 1896 году Особое совещание приняло решение передать Владимиру Андреевичу Грингмуту газету «Московские ведомости». О том, насколько был высок к тому времени его авторитет, свидетельствует надпись Государя Императора Николая II на представлении Особого совещания: «Очень рад этому выбору». И Государь не ошибся. Началась десятилетняя «эпоха Грингмута» в «Московских ведомостях», а поскольку эта газета была ведущим органом православно-монархической мысли, то и «эпоха Грингмута» в русской национальной журналистике.
От Русского Собрания - к Русской монархической партии
Когда в Петербурге образовалась первая монархическая черносотенная организация – «Русское собрание» – Грингмут сразу вступил в ее ряды, активно участвовал в разработке программы, найдя полное взаимопонимание с одним из ее лидеров, поэтом Василием Величко. Приобретенные навыки политической деятельности очень пригодились Грингмуту в организации Русской Монархической партии, которую он начал создавать в 1905 году.
Конечно, ненавистники самодержавия и порядка в стране мечтали расправиться с честным и смелым публицистом, организатором верной Государю партии. В редакцию газеты и самому Грингмуту поступали непрерывные угрозы, а в марте 1906 года «бомбисты» приступили к делу - в редакцию явилась террористка с «адским устройством». Но, к счастью, злодеянию не суждено было свершиться.
Несмотря на невероятное давление смутьянов, Грингмут не запаниковал, не сломался, а с удвоенной энергией выступил на борьбу с бесовщиной. Его усилиями разрозненные московские черносотенные организации объединились во Всенародный Русский союз, реальной силой вставший на пути смуты. И одним из главных вождей ее был Владимир Андреевич Грингмут.
Публицистической вершиной творчества Грингмута стала написанная осенью 1906 года статья «Руководство черносотенца-монархиста». В форме простых и ясных ответов на самые насущные вопросы в статье определялись благородные цели черносотенного движения.
#Черносотенцы стремятся, писал Грингмут, «к тому, чтобы воссоздалась могущественная, единая, неделимая Россия, и восстановилась грозная сухопутная и морская ее сила; к тому, чтобы Россия управлялась Неограниченным Самодержавным Государем, и чтобы Государя от народа не отделяли ни #чиновники , ни думцы; чтобы внутренний #порядок и всестороннее, свободное #развитие государственных и народных сил строго ограждались твердыми законами, на полное благополучие России и в согласии с ее вековечными историческими основами».
В «Руководстве…» было реабилитировано само слово «черная сотня», которое оппозиционная #интеллигенция презрительно применяло в отношении русских патриотов-монархистов. Грингмут обращал внимание на то, что «черной сотней» во времена Московской Руси назывались объединения горожан. Именно нижегородская черная сотня была сорганизована в знаменитое ополчение Минина и Пожарского.
Поэтому, заключал Грингмут, черносотенцем зваться почетно. В. А. Грингмут был убежден в том, что России предстоит свершение великой исторической миссии. Российская #Империя «должна стать великим самодовлеющим государством, не нуждающимся ни в нравственной, ни в материальной поддержке со стороны каких бы то ни было иноземных держав, но могущим, наоборот, оказать им, при случае, подобную поддержку».
Мирные инициативы, исходившие от Государя Николая II, нашли развитие в трудах Грингмута, который предсказывал, что именно #Россия
«будет в качестве верховного, могущественного судьи в буквальном смысле «диктовать мир вселенной»... Власть будет покоиться в руках России, прочно и несокрушимо утвердившейся в обеих половинах своей империи и претворившей их в одно великое, не европейское и не азиатское, а православное, самодержавное, русское целое с богатою, своеобразною и разнообразною культурой».
Борьбе - да! Террору - нет!
Несмотря на всю свою непримиримость в отношении врагов монархии, Грингмут всегда выступал против террора в их отношении. Он обращался к членам черносотенных организаций с призывом:
«Никогда не смейте об этом (о политическом убийстве) и думать, помните, что всякий, кто борется за известную идею, никогда не будет убивать, иначе этим он распишется в том, что не верит в торжество своей идеи.
Остается горько сожалеть, что противники «истинно русских людей» не утруждали себя высокими моральными обязательствами, развернув невероятный по своим масштабам и жестокости террор против патриотов России, государственных служащих и простых людей, идеалами которых были «Вера, #Царь и Отечество ».
Это была даже не война. Это было убийство лучших граждан России. Пользуясь гуманностью законодательства Российского государства озверевшие фанатики учения Маркса, подзуживаемые сидящими в европейских пивных «смельчаками»-лидерами и спонсируемые ненавистниками сильной России из-за рубежа, залили страну кровью честных и верных Государю людей.
Бомбы, пистолеты, ножи – все шло в ход для удовлетворения их ненасытной потребности убивать, с целью дорваться до власти. Не брезговали они и другими способами избавления от политических противников. Медленно действующие яды как способ лишения жизни до сих пор изучены недостаточно. Есть большие сомнения в естественности смертей целого ряда лидеров монархического движения. За считанные недели эти люди, будучи здоровыми и жизнерадостными, сгорали дотла.
Так случилось и с Грингмутом в начале осени 1907 года. Списали все на воспаление легких. Замечательный русский художник Виктор Васнецов с горечью о его уходе вспоминал великого патриота Земли Русской такими словами: «…наш незабвенный и честный Грингмут!». Именно по эскизу Васнецова на могиле лидера Русской Монархической партии был сооружен величественный крест- памятник, на котором были высечены предсмертные слова Грингмута, его завещание русскому народу: «Православные русские люди, собирайтесь, объединяйтесь, молитесь!»
Канал "Серебряный Месяц" - материалы о людях Серебряного века русской культуры.