Провоцирует ли алкоголь творчество? Или творчество провоцирует алкоголизм?
Желание написать статью на эту тему у меня возникло... с похмелья.
Вообще, смесь творчества и алкоголя очень уж романтизирована в книгах, в фильмах, в мировоззрениях самих творцов и «творцов». Можно считать, что обильные возлияния для плодотворной работы - это читерство. Можно обозвать это недугом, который по смертности в одном ряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологией. Или же это распущенность?
Пожалуй, у многих в памяти в одном ряду со словами «писательство» и «алкоголь» стоят и Эрнест Хемингуэй, и Джек Лондон, и Уильям Фолкнер, который не садился за печатную машинку, предварительно не накачавшись алкоголем. Пиши пьяным, редактируй трезвым? Что ж, могу сказать по собственному опыту - это работает, но вопрос в количестве алкоголя.
Сергей Есенин, находясь в Америке, напивался до эпилептических припадков. Провоцировала ли выпивка его творчество, или же глушила состояние истонченности, которое идет рука об руку с творчеством?
Если двигаться в сторону экзистенциального анализа, то алкоголь, как и сон, и страстное влечение - это способ отвернуться от общего мира и повернуться к своему собственному. Исходя из этого можно заключить, что алкоголь провоцирует копать глубже, чувствовать мир тоньше. Но...
Пример из моей жизни. Одно время подрабатывал в такси. Были какие-то праздничные выходные, и я вез двух пьяных мужчин лет тридцати пяти. Разговорились, между делом проскользнуло, что я пишу романы (я этим не кичился, не подумайте). Мне в ответ было сказано, что «писать книги - хорошая отмазка в ссорах с женой из-за обильных возлияний».
К чему я это вспомнил? Да к тому, что в сознании простого человека уже давно сложилось, будто писатель должен обязательно быть выпивохой, или, как минимум, пить. Но я вот знаю молодых и не очень представителей творческих профессий, которые не употребляет вообще. При этом качество их работ нисколько не страдает. Почему так? Да потому что каждый черпает вдохновение из своего собственного колодца, который рыл до этого, вгрызаясь в почву зубами.
Хорошим стимулятором творчества являются умеренные физические нагрузки. Кровоснабжение мозга улучшается, или вроде того. Еще спасает душ - это я подслушал в недавнем интервью Дмитрия Глуховского, и полностью с этим согласен.
Мое личное мнение: не нужно идти по проторенным дорожкам и выпивать, потому что выпивал Эрих Мария Ремарк (что, в общем-то, подпортило его здоровье) или Джек Лондон. У них был свой жизненный путь, порой полный терзаний, лишений. Они его прошли, оставили свои имена в истории. А напиваясь в хлам, работая над рассказом для самостоятельной публикации в интернете, свое имя в историю не впишешь. Другое дело, что можно похвалить себя за хорошо проделанную работу, расслабиться, если нравится выпивать.
Контроль. Вот что важно. Разнузданность приводит к застыванию, к болезни. То есть, как мне кажется, алкоголизм - это болезнь вследствие разнузданности.
Подводя итог, хочу сказать, что талант - это о том, что намного глубже пристрастий. И если алкоголь помогает докопаться до сути, еще не значит, что следует копать без остановки.
Это как в беге. У Харуки Мураками есть хорошая книга - «О чем я говорю, когда говорю о беге». Сам писатель в молодости много пил и курил, с годами понял, что это не дело. Вот цитата:
«В общем и целом я готов согласиться с мнением, что писательский труд — занятие нездоровое. Когда писатель приступает к работе и начинает воплощать свой замысел в тексте, выделяется некое токсичное вещество, которое у других людей — а оно есть в каждом — спрятано глубоко внутри. Писатель, осознавая всю серьезность ситуации, вынужден иметь дело с этим опасным веществом, а иначе ни о каком подлинном творчестве не может быть и речи».