Я пошел на фильм, не имея ни единого представления о деле Альфреда Дрейфуса. И знаете? Моя неосведомленность во французской истории, хоть здесь, сыграла на руку – кино стало для меня детективом. Чего не скажешь о людях, хорошо знакомых с французской историей. Даже когда на экране появился первый кадр, дословно цитирующий карикатуру Анри Майера, на которой запечатлен момент разжалования Дрейфуса, во мне ничто не екнуло.
К слову, фильм изобилует цитатами из живописи и станет усладой глаз самого искушенного эстета. Первый кадр-цитата сразу настраивает зрителя на живописный лад. Пасмурная погода и холодная гамма создают давящую атмосферу.
Разжалование Альфреда и есть завязка фильма: солдат в сердцах выкрикивает, что не виновен, но "бездушная машина правосудия” исполняет приговор суда. "Разжаловать!".
Сцена так снята, что зрителю, даже невежественному, вроде меня, заявляют в лоб, что Дрейфус невиновен, впрочем, дальше фильм не так однозначен. Чувство виновности и невиновности Дрейфуса меняются циклически, как и во всех нормальных детективах. Забавно, что мы никогда и не узнаем, как всё было на самом деле. Как и режиссер, и легкое, то ли сомнение, то ли заигрывание, считывается в фильме. Словом, сюжет не так однозначен, как кажется.
Конечно, здесь не обошлось без личных фрустраций Полански на еврейскую тему, и это наложило отпечаток на картину. Но кто мы, черт возьми, такие, чтобы судить признанного режиссера? Конечно, если мы не Валентина Монье, которая обвинила его в изнасиловании через 44 года.
Дословно из статьи ТАСС:
“Свое желание заявить об этом спустя 44 года Монье поясняет появлением новостей о выходе нового фильма режиссера "Офицер и шпион" (J'accuse, 2019) о самом громком судебном процессе в истории Франции - деле Дрейфуса.“
То есть, сам режиссер триггернул свою бедную жертву, аж через 44 года, напомнить о себе. Как же это лицемерно! Вы меня простите, но даже не вдаваясь в подробности, которых я не знаю, это попахивает дичью.
Пишите в комменты, если что-то знаете об этом деле.
Вернемся к фильму, он великолепен!
На мой взгляд, это крепчайшее, красивейшее, добротное художественное кино с шикарной историей, изображением, аутентичностью и претензией на историчность. Снято действительно волшебно, по всем цехам.
Я смотрел фильм в оригинальной дорожке, хоть и совсем не знаю французского, уверен – дубляж разрушает атмосферу. Хоть фильм неспешный, а кому-то даже покажется затянутым и скучным, он очень атмосферный, во многом благодаря операторской, художественной работе и эстетике времени.
Изображение фильма я описал бы как “глянцевое”. Это, в прямом смысле, "вылизанный" глянец. Эффект достигается светом, и, как этот свет ложится на оптику камеры, фильтрами, дымом, контрастами, ракурсами. Также глянцевость подчеркивают статичность или равномерное движение камеры, ручных кадров нет. Эта стабильность придает очень взрослое ощущение от кино, как и композиция, словно сошедшая с живописи экспрессионистов.
Стильная, ненасыщенная цветокоррекция, художественные решения, основанные на спокойных цветах, силуэтные кадры, крутейшие широкие планы огромных залов, уличные съемки 1894 года, море проработанных мелочей и атрибутов времени, показывают эстетический вкус создателей фильма. Это действительно команда живых классиков кинематографа, у которых стоит поучиться всем.
К слову, продюсером фильма стал Роман Абрамович, который, кстати, организовал "Кинопрайм" – свой частный аналог “Госфильмофонда" в России, и будет теперь тащить наше кино. Это же круто, друзья!
Спасибо, что читаете, ставьте лайки, смотрите хорошее кино, подписуйтесь.
#офицер и шпион #роман полански #дрейфус #jaccuse #kirienkovdop