Один из самых необычных видов ландшафтного искусства, характеризующийся экологичностью, долговечностью и декоративностью.
Кто в детстве строил шалаши? А кто заплетал косички?
Казалось бы, чем эти два действия могут быть схожи? А ведь, если соединить их, получится один из самых интересных, необычных и впечатляющих видов строительства и архитектуры.
Арбоархитектура (от лат. «arbor» — дерево) — вид искусства из живых деревьев и кустарников, созданный из переплетенных стволов и образующий полноценные архитектурные шедевры — от садовой мебели до целых домов!
История искусства
Разумеется, история берет свое начало с давних времен из лесов и джунглей, где садовой мебелью и элементами архитектуры так или иначе служила растительность. По сегодняшний день в Индии существует мост из корневищ каучукового дерева. Ростки надежно укоренились на противоположном берегу реки, и теперь конструкция способна выдерживать до 50 человек одновременно. Подобные мосты начали строить и в Японии с конца XII века, используя виноградную лозу.
«Древесный цирк»
А вот созданию первой арбоскульптуры и последующему развитию этого направления мы по сегодняшний день обязаны американскому фермеру Акселю Эрландсону. Выращивая в основном бобовые культуры и зерно, он удивлялся, как так причудливо переплетаются ростки, создавая спирали, завитушки и иные формы. Не удержавшись от любопытства и желания поэкспериментировать, в 1919 году на свет появляется первое творение Эрландсона — «дерево-четырехножка».
Позже фермер уже не смог остановиться в творческом порыве и создал целый «Древесный цирк», пользовавшийся огромной популярностью!
Итальянский собор
Современный человек давно заключил сам себя в «каменных джунглях» мегаполиса. Он дышит пылью, бензином, видит серость вокруг, и ему катастрофически не хватает природы. Именно так подумал однажды итальянский художник и архитектор Джулиано Маури (1938 — 2009 гг.) и принялся возводить шедевр природной архитектуры, ставший культовым и знаменитым после его кончины.
Ранее Джулиано уже создавал «живые» арт-объекты из переплетенных ветвей: сундуки, ветряные мельницы, башни. Но объект площадью 650 кв.м ему приходилось создавать впервые. День за днем, шаг за шагом, растил он живой материал из граба для своего «детища» — природного Собора Вегетале (плато у подножия гор Пиццо-Арера, недалеко от Бергамо).
Торжественное открытие «живой» конструкции из 42 колонн состоялось в 2010 году, всего год маэстро не дожил до этого события. Пройдут года, и собор сомкнет свои своды, образуя крышу.
Арбоархитектура современности
Все чаще люди XXI века, устав от процесса урбанизации, прибегают к экологическим способам строительства. Создание беседок, ротонд, садовых скамеек, арок да и просто скульптур, продолжающих свое вегетативное развитие — отличная возможность гармонично сосуществовать с природой даже в условиях города.
Как формируется
Принцип заключается в изменении формы стволов и ветвей (используются только гибкие древесно-кустарниковые породы). Способы:
- использование каркаса, форму которого будут приобретать стволы и ветви;
- формирование на шпалере (подходит для плодовых видов);
- сращивание веток и стволов прививкой.
При всех имеющихся декоративных и экологических плюсах, выращивание нужной фигуры — процесс долгий и крайне кропотливый. Растению потребуется много времени для его естественного вегетативного процесса.
Примеры арбоскульптур и необычных фигур, созданных живой растительностью и руками человека:
P.S: даже польский «кривой лес» рядом с городом Грыфино сам собой представляет природную, даже несколько мистическую, архитектуру.
Если вам понравилась статья, ставьте нам "лайк". Еще больше интересного и познавательного - на нашем сайте Noteru.com.