Найти в Дзене
Кавказский скит

Святые жизнью своей доказали: исполнение Божиих заповедей людьми возможно.

Хочу провести параллель с днями Великого поста. Вы знаете, что первое воскресенье (неделя по-церковнославянски) Великого поста посвящена воспоминанию о победе православной веры, православного исповедования, то есть правильного исповедования веры нашей, над ересями. Это празднество и называется Торжеством Православия. А первое воскресенье после Пятидесятницы мы называем Днем Всех Святых. В первую неделю поста, в Торжество Православия, мы празднуем утверждение истинного понимания догматов — основ нашей веры. А сейчас мы уже празднуем тех людей, которые эти нормы, догматы воплотили в жизнь.

фоторабота иерея Игоря Палкина
фоторабота иерея Игоря Палкина

Нормы Богом даны. Они поняты святыми отцами и растолкованы нам, чтобы мы понимали, о чем говорит Бог в Писании. Часто говорил прикровенно. И вот святые отцы собирались на Соборы и толковали совместно Духом Святым. В молитве понимали, как же правильно понимать истины, которые принес в этот мир сошедший с высших сфер духовных Бог. Что Он нам открыл? Вот они нам растолковали и утвердили. И в этот день мы празднуем твердость нашей веры, неизменность нашей веры, которую утвердили семь Вселенских Соборов и несколько других поместных Соборов, которые признаны тоже истинными всей полнотой Церкви.

Но многие говорят: «А можно ли все это исполнить? А реально ли это — заповеди Божьи исполнить, жить по этим заповедям?» Вся жизнь наша показывает, что человеческое естество стремится к другому — оно стремится, в первую очередь, к самоугождению. Плоть постоянно требует, чтобы ее ублажали, чтобы ей угождали. Она стремится к тому, чтобы не работать, а отдыхать, правда? Отдыхать легче. В этом никто не сомневается. Быть сытым намного приятнее, чем быть голодным. И наша плоть стремится всегда быть сытой. И даже более чем сытой, пресыщенной. Утучняем себя, едим постоянно. Свою плоть холим и лилеем. Потом эта плоть требует блудных каких-то желаний, страстей, удовлетворения этих страстей. И человек думает тогда: «А как же все эти заповеди исполнять?» Ему что-то нравится у другого, его притягивает это. И он думает: «Ну почему у меня нет, а у него есть. Почему бы не заиметь то, что есть у другого? Мне это тоже хочется, мне это тоже нравится». И он начинает красть, и так трудно, оказывается, исполнять заповеди Божьи, особенно заповеди о смирении, о кротости, о любви к ближнему как к самому себе, более того — заповедь об отвержении себя ради ближнего. А заповедь, скажем, о несении креста своего? «Кто не берет креста своего, тот не является Моим учеником», — говорил Христос. То есть, как это тяжело — брать крест каких-то страданий, брать крест борьбы со своими грехами, пригвождать грехи свои, страсти свои, пожелания греховные свои ко кресту, то есть убивать их буквально в себе. Как это больно, как это трудно! «Да возможно ли это?»,— говорят многие. «Да, мы читали ваши книги духовные. Евангелие читали и убедились, что это невозможно выполнить. И вообще, Христос требует того, что противно человеческой природе. Это нельзя выполнить. Это нереально. Как это не блудить? Ну как? Вся плоть моя бурлит и требует блуда. Как это я буду себя удерживать? Это ж невозможно», — говорит иной человек. И на этом основании начинается бунт против Бога. Потому что совесть-то ему подсказывает, что заповеди — они истинные, что это действительно так. А совесть есть голос Божий в душе каждого человека. Но плоть говорит: «Нет, мне хочется вот этого». И человек отождествляет себя с этим куском мяса, с этой плотью, которая скоро сгниёт и говорит: «Да, это мне хочется». Хотя душа-то не имеет инстинкта размножения. Откуда ей может хотеться? Это хочется телу, плоти. И дьявол возбуждает эти похоти. И на основе этого возбуждает в человеке, во многих людях, в миллионах людей бунт против Бога: «Он такие заповеди сложные дал, не нужен мне такой Бог. Это слишком тяжелые заповеди, и я выполнить их не могу, даже более того, я не желаю их выполнять. А раз я не желаю выполнять, что мне делать? Совесть мне подсказывает, что они истинные. Что делать?»

Мимолетности: "Почему мы все время отдаляемся от Тебя, Боже?

Проще всего самого себя и окружающих людей убедить, что Бога нет. Тогда и совесть замолчит. Тогда и будет спокойно, и можно будет делать все, что захочется. Так поступают, думая или не думая, инстинктивно, миллионы и миллионы людей. Они бунтуют против Бога, потому что считают эти заповеди неисполнимыми. И я вам более скажу, все революции, которые только были на Земле, они все в основе имеют бунт против заповедей Божьих. И в первую очередь это заповедь «не прелюбодействуй». Все революции начинались именно с того, что давалась свобода гомосексуализму и другим формам разврата. Это было в Английской революции, так было во Французской революции, так было и в Русской революции. По крайней мере, в последние века мы видим именно этот бунт. Он в основе всего лежит. Человек бунтует против Бога. Ему кажется, что заповеди невыполнимы. Может быть, действительно они невыполнимы? Может быть нет такой возможности выполнить их вообще, и Бог требует от нас невыполнимых вещей?

Мы сегодня празднуем День Всех Святых. Кто эти святые люди? Это те, которые на протяжении многих веков нам с вами показали исполнение заповедей Божьих. Менялись условия жизни, менялись формации, строй политический менялся. Многое что в жизни менялось. Технические новшества появлялись, книги новые появлялись, произведения искусства, новые строения в архитектуре. Все менялось, а святые появлялись в каждом веке. И даже в наш страшный, развратный век, тот , который сейчас только что закончился — XX век, когда произошла так называемая сексуальная революция в шестидесятых годах в Америке и сейчас распространяется по всему миру. Даже в это время, оказывается, есть святые люди — святые, которые показали нам, что заповеди выполнить возможно. Именно они, которые исполнили заповеди, боролись со страстями, со своими греховными наклонностями, желаниями в самих себе и победили их. Именно они нам показывают, что мы сами себе лжем, когда говорим, что заповеди невозможны для выполнения. Они есть укор всем тем, кто противится Богу, потому что они в себе самих реально воплотили все, что желает видеть в нас Бог. Они уподобились Богу в своей чистоте, в своей любви к окружающим людям, ко всему миру, ко всей природе. В первую очередь — к Богу. Они побороли в себе плотские страсти, они стали господствовать над ними. Ведь среди этих людей не только были монахи, но были и люди, которые имели семью, имели много детей. И тем не менее среди этих мирских людей были те, которых мы прославляем как святых. То есть, они жили семейной жизнью, они рожали детей, но отношения интимные в браке не являлись греховными, потому что благословлены Богом. И благословение было в самом начале: «Плодитесь и размножайтесь». Но они управляли своими желаниями, стремились к тому, чтобы получить от Бога силу, которая укрепляла их волю.

Заправляем кадильницы Христовой радостью и солнечным светом (фотофакт)

Что это за сила? Благодать Святого Духа. Они стяжали ее для того, чтобы эта благодать давала им силу воли управлять всеми своими желаниями, и поэтому эти желания чисто физиологические. Например, желание сна — это естественный инстинкт; желание напитать свое тело — это естественный инстинкт утоления голода, от которого человек погибнет. Но они управляли этими инстинктами. Инстинкты размножения не приводил к блуду, потому что они легко управляли этим инстинктом, зная: вот это моя жена, вот этот мой муж. Это — можно, все остальное — нельзя. А раз нельзя — всё, никаких вопросов. А если некоторая борьба происходит, то такой человек борется и побеждает, когда блудная страсть какая-то возникала. Вспомните Иустину. Как крупнейший из колдунов того времени, маг, человек, который общался с самим падшим ангелом высшим — с Денницей, которого мы зовем сатана. Лично с ним общался, с сатаною. И получил от него огромную власть и силу. Он пытался с помощью блудных бесов, насылая на эту девушку чистую, возбудить в ней страсть к тому парню, которого она не любила и который страстно хотел, чтобы она вышла за него замуж. А он был язычником и обратился к этому колдуну, чтобы тот вызвал в Иустине страсть ответную. В современном языке это называется приворожить. Многие сейчас ходят к таким же колдунам и привораживают человека, и он бросает свою семью, бросает любимую жену и уходит к кривой, косой, какой угодно. И при этом говорит, что она лучше всех. Всех бросает! А люди смотрят и удивляются: «Надо же, такая красавица жена, и умница при этом, и детки такие чудные. Как он мог променять их на вот эту уродину?» Не могут понять. А ведь с точки зрения логики это не понять. Это блудный бес вошел в этого человека по наущению колдуна. И вот смотрим: человека этот колдун испортил, и он действительно бросает всю семью и уходит к этой женщине, которая его приворожила с помощью черной магии, с помощью обращения к бесам.

А Иустина, о которой мы читаем в житии Киприана? Пытался он ее прельстить? Ничего не получается. Почему? Потому что она чувствовала блудную брань, она ее почувствовала. Там все честно написано. Там не сказано, что она такая была святая, что даже ничего не почувствовала. Нет, она сразу почувствовала, что в ней начинается разжение плоти, но поняла сразу, что это не естественное желание, потому что она не любит этого человека. Поняла, что это явно откуда-то из других источников исходит, что это демоническое какое-то явление. Стала молиться и отогнала блудного беса. И ничего эти бесы не смогли с ней сделать. Вернувшись к своему повелителю, магу, великому колдуну, каким был в то время Киприан, сказали, что ничего не смогли сделать с этой девушкой, не смогли в ней страсть блудную возбудить. Вот что значит сила, которую дает Бог верующим в Него. Демонические воздействия на плоть человеческую — это когда они в нас преувеличивают естественные наши потребности. Что такое страсти? Это преувеличенные естественные потребности. Страсть чревоугодия, это что? Естественная потребность человека — напитать организм, иначе он умрет. Если не будет инстинкта голода, человек, не евши, умрет, поэтому Бог дал этот инстинкт, и человек ест. Но в преувеличенном виде человек ест больше, чем нужно: толстеет, начинает страдать от ожирения, у него сердечко отказывает, его мышцы слабеют, и он помирает. Страсть блудная естественная? В ее основе инстинкт размножения, естественный любому биологическому организму. Но в преувеличенном виде при нападении бесовском он превращается в неестественную страсть, когда человек уже собою не управляет и грешит этим грехом. Инстинкт страха. Нужен человеку? Безусловно. Он предохраняет человека от многих опасностей, и человек сохраняет свою жизнь. Это инстинкт самосохранения. Но в преувеличенном виде он превращается в трусость. И это грех. Нет человека, который бы не боялся совсем, идя на смерть, например, на пулеметы, чтобы защитить своим телом других людей. Помните Матросова? Ведь он совершил удивительный подвиг. Он был верующим человеком, кстати, из верующей семьи, православный. И видя, что немцы косят людей тысячами, он ведь пожертвовал собой. Знал, что погибнет, но бросился на амбразуру, чтобы телом на несколько минут закрыть ее. И тогда те ребята, которые шли за ним, в эти несколько минут успели добежать до амбразуры, бросили туда гранату, и немецкий дзот был уничтожен. Александр Матросов спас тысячи жизней — они не могли даже голову поднять, а кто поднимал, тех убивали. Что вы думаете, ему не страшно было? Он что не знал, что будет убит? Он знал все это прекрасно, но победил естественный инстинкт самосохранения. Он не проявил трусости, потому что благодать Божия дает силу побеждать эти сверхъестественные бесовские воздействия на наши естественные чувства, естественные страсти.

Инстинкт сна. Нужен человеку? Безусловно. Пока мы еще в этом мире, где царствует второй закон термодинамики, когда тела — все тела в этом мире: и планеты в том числе, и звезды, и Солнце, и другие галактики — остывают. Все стареет и разлагается. И у всего есть коэффициент энтропии: все уничтожается в этом мире. И мы стареем, это естественно. Мы, теряя силы, должны их как-то восстанавливать. В этом мире, в котором мы сейчас живем, физические законы таковы, что тело постепенно устает, оно не получает достаточной энергии от Бога для того, чтобы регенерироваться и чтобы не уставать, как это было бы, если бы Адам не согрешил и получал полноту благодатных энергий. Но он согрешил и лишился этой полноты. И с тех пор мы начали стареть, мы начали умирать, мы начали уставать. И нам нужен сон. Вот нам Господь дал такой инстинкт. Мы спим. А теперь представьте, когда бес нападает на человека и этот сон становится чрезмерным. И человек полжизни своей спит. Он ничего не успевает. Он не может встать. Он не может себя заставить рано встать. Он встает в двенадцать, в час дня. Есть такие люди. Они говорят: «Не могу с собой ничего поделать». Это бесовская страсть, основанная, повторяю, на естественном инстинкте, который дан Богом для сохранения организма, потому что через сон мы восстанавливаем свои силы. Все страсти основаны на естественных потребностях человеческого тела, но преувеличены демоническим воздействием. И вот демоны в людях и возбуждают бунт против Бога, говоря им в мыслях, что Бог не прав, что Он слишком тяжелые заповеди нам дал, невыполнимые, поэтому мы должны уничтожить даже память о таком Боге, поскольку Он немилосердный. Дьявол говорил больше: «Я ваш бог. Посмотрите, как я вас люблю. Вы хотите блудить, я вам говорю: можно. Вы хотите обжираться, я говорю: можно. Вы хотите отнять у другого человека? Раз ты хочешь, ты имеешь на это право. Можно, я вам все разрешаю. Вот любовь-то моя какая. Ведь я вас люблю и все вам разрешаю. А Он вас не любит. Он запрещает. Блудить запрещает. Хочешь поблудить, а Он запрещает. Ты хочешь украсть, а Он запрещает. Ты хочешь объедаться, Он тебе запрещает. Ты хочешь жить роскошно, приятно, не работая. Он тебе запрещает. Говорит, работать шесть дней надо в неделю. Это ж сумасшествие! Шесть дней работать, а седьмой Ему надо еще помолиться, еще добрые дела надо делать ради Христа. Ну какая же это любовь-то? Это ужас. Он же садист. Он нас заставляет делать то, чего мы не хотим. Вот какой Он. А я добрый, я вас так люблю, что все, вот все-все, что хочешь, вам разрешаю». Представляете, какая любовь!

Отцы святые говорят: когда человек гневается, в нем говорит дьявол

И очень многие сознательно поклонились сатане. Сейчас церкви сатаны по всему миру. В Москве в 1992 году первые церкви организовывались. В начале, в феврале 1992 года, Собчак первую церковь сатаны зарегистрировал в Петербурге. Потом сразу же в Москве появилась. Там сейчас больше двадцати пяти таких общин сатанистов официально зарегистрировано в органах юстиции. И во многих других городах, насколько мне известно. Практически во всех более-менее крупных городах есть сейчас общины и церкви сатаны. Они специально регистрируются в органах юстиции, потому что для государства, которое себя позиционирует, как атеистическое, то есть светское, это все равно — им одинаково совершенно, веруешь ли ты во Христа или веруешь в сатану, поскольку для них и то, и другое чисто, так сказать, мифические личности. Ну сходит человек с ума вот так вот — в Христа верует, пожалуйста, пусть сходит. Но он имеет право сходить и по-другому с ума. Пусть он верует в сатану, пожалуйста, имеет право. Поэтому все это — такой бунт.

А Христос дал нам святых людей — тех, которые имеют такие же тела, как у нас, такие же инстинкты, как у нас. Соответственно, на них бесы точно также действуют: возбуждают у одного чревоугодие, у другого — зависть и желание украсть, у третьего — блудные страсти, которые присущи всем людям на Земле, потому что все имеют инстинкт размножения. Бесы инстинкты преувеличивают. Святые такие же точно тела имели, как и все другие люди. И они, святые, победили эти страсти. Мы их называем святыми, потому что они освятились благодатью Святого Духа. Они стали святы. Святые — это святой стал свят, ибо свят Отец их Небесный. Что и нам с вами сказано: «Будьте святы, яко свят Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Они такими и стали. То есть они очистились и, будучи такими же по плоти людьми, они победили эти страсти, и тем самым нам показать, что это реально, что это возможно. И у нас нет оправдания, когда мы говорим, что это невозможно и нереально. Вот именно эти святые есть плод, который человечество принесло Богу.

Его учение, говорят некоторые, бесплодно. Ну что этот Мечтатель дал в этом мире? Ну что Он дал? Жизнь к лучшему не изменилась. Люди как убивали, так и убивают сейчас, воровали и воруют сейчас. Наркотиками пользовались с самой глубокой древности — кто грибами, кто соком кураре, кто табачным соком в Америке. Знаете, американские индейцы в самой глубокой древности выжимали сок из табачных листьев и закапывали капельки в нос, вызывая галлюциногенные явления. Сок табака имеет такое свойство. И масса других веществ галлюциногенных, например, кока — вещество наркотическое, в Америке растет и им тоже пользовались. Что наркотики сейчас появились? Да нет, они всегда были. Всегда и курили, и употребляли, ели, пили, грызли — как угодно. Вот и сейчас: пьют, курят, нюхают, закапывают в нос, грызут — что угодно делают, чтобы стать дурными. А святые, будучи во плоти такой же, как у нас, а многие были даже женатыми, имея жен, живя с ними, рожая детей, — они нам показали, что можно удерживаться от грехов. Как они удерживались? Может ли человек сам, своими силами воздержаться от грехов? Апостолы этот вопрос задали Христу. «Так, это же, — говорят, — невозможно человеку». Он говорит: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). И вот мы видим, что тот человек, который с Божьей помощью пытается преодолеть страсти, тот и побеждает, потому что Бог дает Свою силу, энергию Свою, которую мы называем нетварной энергией Святого Духа. А проще — называем ее благодатью Святого Духа. И эта благодать дает силу человеку, силу его воле противостоять и бороться с греховными качествами, с греховными наклонностями, которые не естественны для нас и пришли только после грехопадения Адама во все человечество. Мы потомки Адама, и по закону о наследственности все эти греховные качества и наклонности от него получили. И эта удобопреклонность ко злу в нас есть, как и во всех людях, которые были до нас, потому что благодать отступила частично от Адама, и все мы, его потомки, лишены полноты благодати.

И вот, когда мы начинаем возвращать себе ту, утерянную праотцами нашими, благодать, когда мы своими трудами, молитвами, добрыми делами, служением Богу в любом виде вновь приобретаем от Бога благодать Святого Духа, которая за пост, за молитву, за милосердие, за смирение, терпение, кротость, любовь дается человеку, мы начинаем чувствовать, что страсти перестают нами владеть, сила их уменьшается, потому что Бог Своей силой нас уже ограждает. И мы получаем силу от Бога сопротивляться своим страстям. Вот это на себе испытали люди, которых мы называем святыми.

Мы прославляем святых, которые у нас в календаре записаны. Думаете, что только их? Ничего подобного. Я вас уверяю, за прошедшие века есть миллионы, а может быть, миллиарды святых, которые не записаны в нашем календаре. Это простые люди, это крестьяне, это воины, которые на войне отдавали жизнь за други своя. Как сказано: «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя». Они отдавали свою жизнь, как тот же Матросов и другие миллионы и миллионы за эти века людей, которые за други своя отдавали жизнь свою. Это простые люди. Может быть, они грешили. Но они смывали этот грех своей верой и кровью. Я читал воспоминания генерала Краснова. В Первую мировую войну он оставил свои дивные воспоминания. Маленькая брошюра, но удивительная. Он рассказывает реальные свидетельства того, как умирали в четырнадцатом, пятнадцатом, шестнадцатом годах русские солдаты. Все, практически, были верующие. Читаешь и просто поражаешься, с какой верой, с какой надеждой на Бога, без укора кому-то «Вот за что я умираю?!», без каких-то криков, скандала: «За что я умираю? Почему я умираю? Я жить хочу!» Нет. Удивительные вещи он описывает: как люди умирали на его глазах, с какой верой, с каким упованием на Бога, с какой надеждой. Никакого ропота они не высказывали. Они полностью полагались на Бога, предавали Ему свою семью, которая была иногда многочисленной, и умирали истинно по-христиански. Удивительно описывает генерал Краснов, душа бывает тронута такими воспоминаниями. Значит, эти солдаты в Царстве Небесном, они у Бога святые. Ну, не записаны их имена в наших календарях, в наших святцах их нет, их миллионы, их невозможно всех узнать. Они не творили какие-то явные чудеса. Многие жили, трудились, крестьянствовали, терпели трудности с верой в Бога, не делали зла, старались, наоборот, творить добро. И все. Они не делали никаких чудес. Они просто жили обычной жизнью христианина, старались жить по заповедям. А если бывало, что согрешали, бежали в храм Божий, со слезами каялись. И Господь, видя их немощь человеческую, прощал. И они спаслись — их миллионы.

И мы туда придем, если Бог удостоит. Там миллионы людей окажутся — они за эти века накоплены у Бога. И они нам всем будут укором, если мы сейчас будем думать, что это нереально, это невозможно. Вот это те люди, которые являются плодом деятельности нашего Господа Иисуса Христа здесь на Земле. И когда говорят нам, что Он бесплодно здесь побыл, Он зря принес себя в жертву, никакого толка от этой жертвы, ничего не изменилось: политический строй лучше не стал, люди остались такими же, какими были в древностями — и грешниками, и блудниками, и развратниками, и мужеложниками... Что, в Древнем Риме не было мужеложников? Все это было. Что изменилось? Да ничего. Нет ничего нового под Солнцем. Еще сын пророка Давида, царь Соломон говорил: «Нет ничего нового». Нету. Все новое — это забытое старое. Все было, все есть — ничего нового. И бунты против Бога были уже. Абсолютно ничего в этих бунтах нового нет.

Но святые показали нам, что они и есть плод учения Христа. Реально человек может получить благодать, реально может сопротивляться бесовским воздействиям, преувеличивающим, гипертрофирующим наши естественные инстинкты, превращая их в страсти. Можно реально этому сопротивляться и победить. То, что невозможно человеку, возможно Богу. А значит, когда мы с Богом, то и нам возможно. Вот они это в себе показали, и у нас нет пути для отступления. Нет нам возможности сказать: «Это нельзя, это невозможно». Наши святые для нас будут всегда укором. И мы должны на них равняться. И мы должны подтягивать себя. И стремиться к тому, чтобы стяжать благодать Святого Духа, постом, и молитвой, и воздержанием себя от гнева и от всяких других нехороших вещей и страстей воздерживать себя. Это и есть пост. Пост не обязательно в еде. А воздерживать себя от раздражения — тоже пост. Свои страсти вообще удерживать — это есть пост. От развлечения воздерживать. Кто-то хочет какую-то киношку посмотреть, развлечься, а ведь помолиться бы надо — а он смотрит кино вместо молитвы. Почитал бы книжку хорошую, а он развлекается. Что этот фильм дал? Да ничего. Ни уму, ни сердцу ничего не дал, просто время потратил. Но бес-то знает, для чего нужно: ты в это время мог полезную книжку прочитать, пользу получить, а не получишь этой пользы. Вот, милые мои, можно победить. И это святые нам показали, это реально во все времена. И в наше время, в XX веке, посмотрите, сколько было святых у нас в России, и в Греции, и в Болгарии, и в Югославии, и в других странах тоже, наверняка, были. Да что далеко ходить, в Югославии в XX веке мы сразу же назовем двоих, но их больше, прославленных святых. Это святитель Николай Сербский (Велимирович) и великий богослов двадцатого века, сербский преподобный архимандрит Иустин (Попович). Вот сербский народ дал двух святых, и даже два этих человека уже фактически оправдали бытие сербского народа в XX веке. Я знаю, что когда фашисты пришли на территорию Сербии, они содействовали католикам, чтобы католики уничтожали православных. И тогда начался геноцид католиков-сербов против православных сербов. Православных вырезали специальными кривыми ножами, которыми вспарывали живот, чтобы выпали внутренности. Нож этот получил название сербосек: посекать сербов. Таким ножом было уничтожено, если не ошибаюсь, где-то полтора миллиона — один профессор после войны подводил итоги. Для маленькой Сербии это колоссальные потери. Свои же уничтожали, сербы-католики. Причем они иногда так делали: брали и сжигали целое село. Иногда сбрасывали в пропасть со скалы, и просто образовывалась яма, полная кровавых тел. Людей сбрасывали только за то, что они были православными. Но они ведь не отказывались от своей веры. Они кровью своей запечатлели веру! Пусть они какие-то грехи имели, но они веру свою исповедовали до смерти. Может, и эти люди причислены к лику святых мучеников. Мы их не знаем, они не записаны в нашем календаре, но Сербия, может быть, дала миллион-полтора мучеников. И они святые. А мы знаем двух только.

А в России за XX век шестьдесят шесть миллионов людей было уничтожено, погибло от искусственного голода, сознательно созданного, от тюрем, от лагерей, тяжелейших работ, пыток, расстрелов. Это статистика советских ученых, которые отнюдь не сочувствовали православным верующим и были совершенно безбожниками. Но цифра была опубликована в самом начале перестройки, я ее своими глазами видел. Значит, шестьдесят шесть миллионов было уничтожено. Это не считая жертв Второй Мировой войны. Шестьдесят шесть миллионов было уничтожено у нас в России своих собственных граждан за то, что они были православными христианами. Сколько из этих людей мучеников, трудно себе представить. Это миллионы, а может быть даже десятки миллионов. Представляете? Это плоды, которые дал Христос. Это Его учение дало такой плод. И поэтому лгут те, которые говорят, что невозможно выполнить заповеди. Возможно всегда,потому что «Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки» (Евр. 13:8). И нам Он подает свою помощь, и мы должны этой помощью воспользоваться, чтобы уподобиться тем людям, которых мы сегодня прославляем. Аминь.

Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама"канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.

Пишите нам — и молитвенная помощь придет.

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карту Сбербанка
4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон:
+ 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.