Газеты скоро умрут, социальные сети заменят интернет-медиа, а Телеграм затмит всех сразу, если не погаснет, как ЖЖ. Любые споры даже на самые старые темы (как ожидание смерти «печатки», например) разгораются с новой силой в кризисное время.
На днях РИА Новости спросили авторов телеграм-каналов о том, есть ли будущее у Телеграм, по какому пути он будет развиваться, заменит ли другие СМИ.
Политолог тульского происхождения Екатерина Шульман, ведущая канал для 33 тысяч подписчиков, ответила, что потребность в социально-политической информации настолько велика, что места хватит всем: и «телеге», и сайтам, и газетам, и телевидению. У каждого источника есть свои достоинства и недостатки.
«Но никакое СМИ не затмевает никакой другой тип СМИ: это называется «закон двойной синусоиды» - пространство нематериального потребления бесконечно. Телевидение не убило театр, винил не убил оперу, интернет не убил бумажную книгу. Более того, слухи о смерти бумажной прессы сильно преувеличены: посмотрите любой ларек на остановке. Так и с телеграмом: угаснуть он может только в случае государственного контроля, как это произошло с жж. Убивает цензура, а не конкуренция», - написала в своем телеграм-канале Екатерина Шульман.
А что в Туле?
В Тульской области, как и в большинстве других регионов, вопрос о роли Телеграм в структуре СМИ пока не стоит. Телеграм-каналы немногочисленны (не более 10 штук), ряды подписчиков редки. Этот «рынок» развит только в Москве и еще в нескольких городах-миллионниках. «Телега» - источник информации для узкого круга политической тусовки и не более. Следовательно, зарабатывать в тульских телеграм-каналах пока не на чем.
Намного жестче конкуренция среди тульских сайтов и газет. Кризис, вызванный эпидемией коронавируса, рассек фурункул в отношениях среди представителей «профессионального сообщества».
В трудных ситуациях каждый руководитель СМИ показывает свое истинное лицо. Наглядный пример - кейс, который мы назовем «кам-аут «Тульской прессы».
Эпидемия снизила продажи печатных газет, рекламодатели начали экономить бюджеты. СМИ терпят убытки. Главред «Слободы» Татьяна Алексеева собрала подписи руководителей нескольких тульских изданий под обращением к губернатору с просьбой включить СМИ в список отраслей, пострадавших от антикоронавирусных мер. Документ подписали газеты «Молодой коммунар», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец в Туле», «Слобода», «Аргументы и факты».
Переворот в воздухе
Депутат Тульской областной Думы, руководитель ИА «Тульские новости» Андрей Мазов тоже вроде собирался поддержать коллег, но потом опубликовал на своем информационном ресурсе статейку, что нехорошо в трудный для региона период журналистам просить денег на поддержку из бюджета. Когда мы читали эти строки, вспоминались картинки с сайта Госзакупок о миллионных госконтрактах ИА «Тульские новости» на информационные услуги с правительством Тульской области, региональной и городской Думами, администрацией Тулы. На глазах наворачивались слезы.
Каждый сам за себя
Но круче поступил другой депутат – руководитель ИА «Тульская пресса». В ответ на призыв поддержать коллег подписью в трудный час, Илья Степанов опубликовал на своем ресурсе статью о смерти печатных СМИ, на бумаге которых, якобы, переносится вирус. Далее в публикации приводятся показатели валового трафика и прочих ништяков ИА «Тульская пресса». Ссылку на публикацию мы не приводим намеренно.
«Тульская пресса» с помощью нанятых продвиженцев с весны прошлого года тщетно пытается скинуть портал «Слобода» с первого места по трафику в регионе. «Слобода» остается самой читаемой газетой и сайтом, несмотря на то, что лучшие ее годы, похоже, позади.
Раньше «Слобода» на выпад «Тульской прессы» не отреагировала бы, но видно, что не все спокойно в слободском королевстве. И реакция последовала. «Слобода», «Аргументы и факты» и «Комсомольская Правда» одновременно разместили на своих интернет-ресурсах статью-ответ примерно одинакового содержания. Содержание публикации было по-женски сердечным. Как ответ на пинок в спину.
Но напомним, в спину толкают те, кто стоит позади.
А Илья Степанов не любит быть позади. Он депутат, имеющий задекларированный годовой доход более 30 млн рублей, но при этом ездящий на представительском Mercedes S-класса с дизельным двигателем, подпадающим под «бюджетный» налог, с незамысловатой комплектацией. Казаться дороже, чем ты стоишь – тяжелое бремя. Для этого можно и на спину конкурентам наступить.
Об анонимности
Так что тульским медиа не до телеграм-каналов, которые у нас почти сплошь анонимные, а потому достоверность информации, размещенной в них, сомнительная. Екатерина Шульман так и сказала РИА Новостям, что не читает ничего анонимного в «телеге».
«Общее правило - ничего анонимного. Никакого неподписанного «инсайда» не существует, никакая анонимная информация не может обладать ценностью. Всё, что заслуживает внимания, имеет автора».
Но до именных телеграм-каналов тульским авторам еще надо дорасти.
О потреблении
По нашему мнению, места хватит всем: и телевидению, и газетам, и сайтам и социальным сетям. Потребление информации, хоть и нематериальное, но все-таки потребление. Все перечисленные СМИ – это как магазины с разным товаром и формой обслуживания. Есть супермаркеты - дешевые и дорогие. Есть бутики, есть масс-сектор. Есть магазины продовольственных товаров, одежды, бытовой техники и так далее. В разные магазины мы ходим за разным товаром.
В аэропорту приятно полистать желтоватые страницы печатных «Ведомостей», на даче порешать сканворды в «Слободе», а затем, чего греха таить, разжечь с помощью нее костер. Утром и вечером удобно узнать свежие новости на лентах сайтов в интернете. А интересующимся политической «клубничкой» можно насладиться фейковым трешем в тульских телеграм-каналах. Сугубо для развлечения.
Дискуссия о судьбе телеграм-каналов – на сайте РИА Новости