Почему в Америке любят «всё самое большое»…
Эмпайр-Стейт-Билдинг (Empire State Building), открытый в Нью-Йорке в 1931 году не только стал одним из самых узнаваемых символов в США, но и был высочайшим зданием мира до 1970 года, а в настоящее время, в США, по высоте уступает лишь Башне Свободы в Нью-Йорке и чикагскому Уиллис-Тауэр, а в общемировой таблице высоты занимая небоскрёбов 35-ю строчку.
Со времени открытия здание функционирует как офисный центр и в настоящее время находится во владении фирмы W&H Properties. Название здания содержит отсылку к обиходному названию штата, в котором расположено. В годы постройки Нью-Йорк часто именовали «Имперским штатом». Работы по возведению небоскрёба начались 22 января 1930 года, строительством занималась компания The Starrett Brothers and Eken на деньги Джона Раскоба и Пьера Дюпона, президента одноимённой компании.
Интересно, что, не смотря на Великую Депрессию и огромное количество местной дешевой рабочей силы, на строительстве использовались в основном гастарбайтеры – 3400 иммигрантов из Европы, а также индейцы канадского племени Могавк.
Процесс постройки шел ударными темпами: всё здание построили за 410 дней, в неделю возводили в среднем 4-5 этажей, а однажды напряглись и выдали 14 этажей за декаду.
Ход строительства, как история бизнес и история успеха, фиксировался на плёнку фотографом Льюисом Викесом Хайном. Многие из этих снимков вошли в золотой фонд мировой фотографии.
Торжественная сдача Эмпайр-Стейт-Билдинг в эксплуатацию состоялась 1 мая 1931 года, свет в здании включил лично президент США Герберт Гувер, причём сделал это дистанционно, из Вашингтона. Строение получилось высотой 381 м., в нём было 103 этажа, 73 лифта и 6500 окон. Коммерческая площадь составляла более 250 тысяч квадратных метров, однако освоить её полностью удалось лишь спустя 10 лет.
Во время открытия арендовать офис в новомодном небоскрёбе по карману было очень немногим, и на первых порах башню называли не Empire-, а Empty-State-Building (игра слов, буквально: «Здание Пустого Штата»). Здание перестало быть убыточным только к 1951 году.
Любопытным фактом является то, что согласно первоначальному плану, Эмпайр-Стейт-Билдинг мог стать и своеобразным аэровокзалом. Его шпиль должен был послужить причальной мачтой для дирижаблей, на 102-ом этаже была построена посадочная площадка со всем необходимым оборудованием, а сами вокзальные помещения размещались на 86-м. К сожалению, при строительстве не была учтена роза ветров, и после единственной неудачной попытки стыковки дирижабля, от идеи отказались.
С другой стороны, смотровая площадка с круговым обзором, устроенная на месте, где должен был быть аэровокзал, стала одной из самых знаменитых достопримечательностей города, за годы её работы более 110 млн. туристов смогли полюбоваться с высоты видами Нью-Йорка.
В 1945 году здание едва не постигла печальная участь башен Всемирного Торгового Центра, когда бомбардировщик, заблудившийся в тумане, протаранил небоскрёб в районе 79-го этажа и частично пробил его насквозь. К счастью, несущие конструкции выдержали удар, возникший пожар потушили менее чем за час, а работавшие офисы даже не закрывали.