- Франсуа Куперен - "Угорь" (L'Anguille) из "Четвертого сборника пьес для клавесина", 1730
Образ вьющейся гибкой рыбы помогают создать небольшие украшения мелодии - мелизмы, которые и были особенностью музыки французского барокко.
- Франц Шуберт - "Форель" (Die Forelle) на стихи К. Ф. Д. Шубарта, 1817
Эту популярную песню композитор написал в 19-летнем возрасте."Форель" также часто исполняют квинтетом
Как рыбка плещется в прозрачном ручье! О, нет! На берегу рыбак закидывает удочку! Герой успокаивает себя: ловцу, скорее всего, не улыбнется удача. Однако с помощью хитрости рыба все-таки оказывается в его руках...
- Камиль Сен-Санс - Аквариум (Aquarium) из сюиты "Карнавал животных" (1886)
Чтобы не знать эту музыку, надо очень постараться, она была использована во многих мультфильмах и фильмах.
Картина аквариума создается флейтой, стеклянной гармоникой, струнными и фортепиано.
- Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок», картина 6 из оперы "Садко" (1896)
Уже само название отражает живописный характер. Танец рыбок весел и игрив.
- Клод Дебюсси - "Золотые рыбки" (Poissons d'or) из Второй тетради цикла "Образы" (1907)
Произведение довольно развернуто, имеет сложную фактуру. Композитор, будто художник-импрессионист кистью рисует перед нами движение воды.
- Франсис Пуленк - "Карп" (La Carpe) из цикла "Бестиарий"(1919)
Здесь мы не услышим в музыке какую-то резвость и живость. Грустно и тяжело водит карп своим плавником в почти стоячей воде (аккомпанемент).
- Бенджамин Бриттен - "Рыбы безмятежных вод" (Fish in the Unruffled Lakes) для высокого голоса и фортепиано на стихи У. Х. Одена (1938)
Звенящая фактура аккомпанемента имитирует журчание воды, и голос певицы как бы проплывает сквозь нее.
Вот так образ рыбы был использован в произведениях композиторов. Не всегда его стоит воспринимать буквально, часто он имеет иносказательную форму.