На момент начала Великой Отечественной войны, основным орудием советской противотанковой артиллерии являлась пушка М-40, калибром 45 миллиметров.
Её эффективность против современных немецких танков, была под большим вопросом. Разработка нового орудия шла полным ходом, и уже к началу войны, в войска начало поступать новое орудие – ЗиС-3.
Новое орудие стало детищем советского конструктора Василия Грабина, который решил построить своё оружие, вопреки мнению руководства СССР. Маршал Кулик, ещё при первом взгляде на проект этого орудия, высказывал свои сомнения.
Он считал, что орудия калибром 76.2 миллиметров, не хватит для борьбы с тяжелыми немецкими танками. Правда, на первых этапах войны, о тяжелых танках «Тигр» и «Королевский тигр», речи не шло.
Грабин сознательно пошёл на риск. Он понимал, что Красной армии требуется универсальное орудие, которое можно использовать как для борьбы с танками, так и для поддержки пехоты.
В конечном итоге, ЗиС-3 была выпущена, показав отличные результаты на полевых испытаниях. Кулик не постеснялся в своих отзывах исказить данные о боевых характеристиках орудия Грабина. Он забраковал орудие, и приказал прекратить дальнейшие работы над ним.
Но Грабов решил не сдаваться, а обратился к самому Сталину. Коллектив завода его полностью поддержал. Несмотря на запрет маршала Кулика, два дивизиона артиллеристов, уже были укомплектованы новыми ЗиС-3 и отправились на фронт, проходить реальные боевые испытания.
Сперва, Сталин отругал Грабина за его самодеятельность и упрямство. После нелицеприятного разговора, конструктор отправился домой, с полной уверенностью, что его ждут серьёзные проблемы.
На следующий день, Сталин сам позвонил Грабину и сообщил, что его орудие будет запущено в массовое производство. Вероятно, он изучил положительные отзывы с фронта и получил одобрение у других представителей Ставки.