Повседневный опыт большинства жителей Британии в конечном итоге был затронут ее включением в Римскую империю. Но в сельской местности, где жило большинство людей, жизнь продолжала сосредоточиваться на замкнутом мире усадьбы и тяжелой сельскохозяйственной работы.
Городская жизнь
Самым большим изменением по сравнению с до-римскими временами было развитие городов. Почти каждая семья в провинции была каким-то образом вовлечена в общественную жизнь - даже если это происходило только за счет периодических посещений города для уплаты налогов.
Рост городов открыл новые рынки для товаров и продукции со всей страны, которые можно было продавать в комплексе форума и базилики, расположенном в центре каждого города. Здесь люди могли наблюдать за ходом судебных дел, проводимых от имени ведущих граждан в соответствии с совершенно новой правовой системой. Они также могли слышать прокламации и следить за обсуждениями в городском совете.
После утренней работы можно было посетить общественные бани (особенно выдающимися являются остатки тех, что стоят в Роксетере, Шропшир). В этих великих зданиях широкий круг людей занималя, по сути, римской привычкой смешивать физические упражнения, сплетни и купание в паре.
Небольшие частные купальные заведения предоставлялись в официальных гостевых домах, особняках, например, в Уолле, Стаффордшир, и в загородных виллах вроде Луллингстона, Кент.
Гарнизонная жизнь
Солдаты на базах легионеров и в отдаленных пограничных крепостях севера наслаждались частной жизнью вне военных будней. Хотя до н.э. 200 браков солдат не были юридически признаны, многие из них женились либо на местных женщинах, либо на дочерях своих сослуживцев, либо на гражданских лицах, находившихся в их крепости.
Магазины и таверны гражданского поселения форта (викуса) предоставляли безграничные возможности для отдыха и головокружительного коктейля с римскими и местными вкусами. Местное пиво, а не вино, согласно табличкам из Виндоланды, было солдатским напитком на выбор.
Солдаты также имели свои собственные бани. В Честерсе, у Вала Адриана, раздевалка была бы достаточно большой для спортивных игр.
Игры и шоу
Амфитеатры, предназначенные для других занятий Римской империи - игр, гладиаторских сражений и шоу диких животных - до сих пор можно увидеть в таких городах, как Сайренсестер (Глостершир), Честер и Силчестер (Хэмпшир), а также на военных объектах, таких как Ричборо, Кент. Очень мало сведений о том, как они использовались, хотя изображения гладиаторов встречались как в военном, так и в гражданском контексте. По оценкам, в Силчестерском амфитеатре проживало более 4500 горожан.
Отдых
После напряженного дня в городе менее обеспеченные люди возвращаются в свои магазины и дома или деревни в сельской местности. Аристократы городского совета могут уехать в городские дома или в свои загородные виллы - в обоих случаях здания, состоящие из прямоугольных комнат в римском стиле - чтобы насладиться преимуществами напольного отопления или пообедать с друзьями в официальной столовой (триклиниум).
Жизнь командиров воинских частей была похожа на жизнь аристократов: комендантский дом (преторий) каждого форта был смоделирован по образцу средиземноморского городского дома. Как жители вилл, так и военачальники наслаждались охотой - занятие, изображенное на бытовых предметах из керамики, мозаики и инталия, найденных недалеко от Вала Адриана.
Домашнее насилие среди жителей Вала Адриана
И упоминая Вал Адриана, стоит также затронуть важную проблему повседневной жизни того времени. Вот, что выяснили исследовали по возможности существования домашнего насилия в то время.
Место преступления
В 1930-х годах профессор Эрик Бёрли и группа археологов сделали ужасную находку во время раскопок в крепости Хаузестедс, возле Адрианова Вала в Нортумберленде.
Под полом здания в гражданском поселении или викусе, недалеко от форта, они нашли два скелета. Эта жуткая находка может быть одним из первых известных нам случаев домашнего насилия и убийств в Британии.
Скрывая улики
Один скелет принадлежал мужчине с кончиком ножа в ребрах, а другой, более фрагментарный, скорее всего, женщине. Они были похоронены в глиняном полу под задней комнатой, вероятно, гостиницы, а затем скрыты под чистым слоем глины.
В Римской Британии большинство людей, кроме младенцев, хоронили за пределами поселений, будь то военные крепости, города или фермы.
Археологи, нашедшие данное захоронение, не сомневались в том, что оно является доказательством преступного деяния. Однако, помимо их утверждения, мы можем лишь догадываться, какие ужасные вещи могли здесь произойти. Дальнейшее изучение костей с использованием современных методов невозможно, так как впоследствии они были утеряны.
Ревущие и бунтующие
Во II и III вв. н.э. крепость в Хаузестедсе была окружена шумной, оживленной общиной, насчитывающей около 500 человек, включая торговцев, купцов и трактирщиков.
В этих гражданских поселениях солдаты, которые укомплектовали крепость и защищали границы Римской Британии, могли тратить свои с трудом заработанные деньги, развлекаясь во время досуга. Такие места становились очагами азартных игр и преступности - и, несомненно, есть свидетельства раскопок, что это было так.
Один из домов, раскопанных рядом с южными воротами форта, возможно, был гостиницей, и там были найдены грубые кости для азартных игр. Печь в задней части другого римского дома, вероятно, использовалась для подделки монет.
Спустя столетия писатель Редьярд Киплинг представлял себе, что поселения рядом с крепостями вдоль Вала Адриана образовывали "город ревущих и бунтующих".
Черный и синий
Насилие никогда не было в новинку для римских солдат, даже за пределами крепостей и лагерей. Римский поэт Ювеналий описывает в одной из своих сатир, что лучше не признаваться, что "разбитые зубы, опухшее лицо черное и синее от синяков" стали результатом избиения солдатом. Иначе "ты станешь врагом когорты" и рискуешь в следующий раз получить еще больше.
Учитывая мрачный характер жизни возле Вала, возможно, открытие в Хаузестедсе не вызывает особого удивления, как бы необычны ни были его домашние, скрытные обстоятельства.