Любое общество устанавливает определённые нормы морали. По сути, эти нормы задают образцы поведения: поступай вот так, и тебя ждёт успех. Кстати, именно поэтому сейчас многие оказались в растерянности – традиционные, привычные, с детства привитые нормы поведения отброшены (будь хорошим тружеником, участвуй в общественной жизни, люби страну и жену – и будет зарплата, премия, квартира, крепкая семья! А эти нормы ушли в прошлое, не случайно общество так возмутилось, когда Медведев предложил учителям, если мала зарплата, идти в бизнес – Медведев уже живёт по-новому, где важен успех любой ценой… а ему бормочут о призвании, о любимых учениках… Нормы уже изменились!)
Первые и самые главные нормы общества относились половым связям, и это понятно: если общество хорошо воспроизводит себя, если потомство сильное и здоровое, тогда будет всё остальное: сытость, достаток, «успехи в труде и личной жизни».
Коми общество известно историкам в том состоянии, когда сексуальные отношения уже твёрдо регламентированы. Коми чётко разделены на котыры – соседские общины, где сохраняется память о кровном родстве. Вся деревня составляла род-котыр, внутри которого семьи имели собственность, не принадлежащую роду, а также род имел общую собственность – определённые участки тайги, где члены котыра традиционно охотились, ставили избушки, лабазы.
Род контролировал семьи и безоговорочно запрещал инбридинг –сексуальные близкородственные внутриродовые половые связи, то есть парни брали невест только в соседних родах, девушки уходили замуж из этого рода в другой, нарушители наказывались изгнанием. Конечно, были трагедии, когда парню нравилась девка из своей деревни, но родители никогда не разрешали такой брак. Не думаю, что какой-то местный колдун, гигант мысли и инстинктивный генетик, мог бы объяснить влюблённым губительность близкородственного скрещивания, но угроза изгнания из рода не была просто страшилкой. Конечно, можно было бежать, но ни один соседний род не принял бы беглецов – хлеба и рыбы дали бы, «мы не звери, переночуйте», но потом проводили бы… А пословицу «с милым рай и в шалаше» коми не знали – уж слишком лютой была зима в тайге!
Другим категорическим запретом был инцест – половая связь с близкой по крови роднёй. Так, коми сказка говорит о происхождении лягушек: первой лягушкой стал парень, который вступил в связь с матерью и был наказан. В другой сказке сестру возжелали три её брата, бедняга укрылась в погребе и взмолилась, чтобы мать-земля её спасла, и земля укрыла девушку в подземном мире (мире мёртвых) – даже такой выход лучше! То есть сказки сохранили те смутные нормы, которые регулировали сексуальную жизнь общества в древние времена и дошли до наших дней.
А вот иные нормы мужской – женской жизни отчётливо видны в жизни коми и в наши дни.
Каждая коми женщина должна в жизни стать матерью – отсутствие детей воспринималось коми обществом как жесткое наказание за какой-то тяжкий проступок. Потом, достигнув определённого возраста, женщина должна стать крёстной матерью (по коми вежань), причём коми были убеждены, что женщина, которую не позвали в крёстные, на том свете будет крестить щенков! Социальный статус крестных родителей был очень высок, для ребенка крестная по значимости и уровню уважения ставилась на второе место после матери.
Наряду с родственными связями крестничество было одним из важных средств укрепления общества. Третье по значению место в семье занимала повитуха (гöгинь), которая принимала в наш мир младенца, на мгновение приоткрывая путь в мир иной, таинственный. Считалось, что женщина, не впустившая в наш мир никого, будет на том свете принимать щенков, поэтому по одной из быличек женщина, которую не брали в повитухи, упросила лесные силы помочь ей, и её взяли принимать роды у медведицы или у лесной бабы, жены Яг-морта (лешего).
Получается, что для ребёнка (для девочки особенно) самыми близкими были мать, крёстная и повитуха, и только потом отец. Возможно, это отголоски матриархата, сохранившиеся в памяти коми. Именно они воспитывали детей до 5 лет – потом сын переходил под руку крёстного, деда и отца, а девочка росла, принимая наставления трёх близких по крови, духу и традициям женщин. На том свете они были должны дать отчёт о здоровье детей, за которых несли ответственность. Поэтому их жизнь находилась под бдительным общественным контролем и строго регламентировалась, особенно в половой сфере. Браки между крестными категорически воспрещались, крестный не имел права вступать в половую связь не только с матерью и крестницей ребёнка, но и с повитухой. Крестные, повитуха и мать ребёнка не только не должны были ругаться между собой, но и говорить неприятные друг другу слова, иначе ребёнок мог заболеть. Именно эти женщины учили девушку как нормам поведения в семье, в обществе, в отношениях с парнями.
Сексуальное поведение молодёжи тоже было под пристальным вниманием рода-котыра. Так, и парень, и девушка не могли вступать в сексуальные отношения с женатыми (замужними) взрослыми и тем более со своими кровными родственниками, людьми одного рода. А вот половые контакты с молодёжью из других родов не поощрялись, но и не запрещались. Коми руководствовались пословицей: «Клюнутая ягода самая сладкая!» То есть если девушка не пользуется успехом у парней, то она никому и не нужна – житейская логика беспощадна, девичья скромность означала только одно – не вешайся сама на парней, но и не отказывайся, если зовут. Невинность в первую ночь не была достоинством.
Очень строго действовал запрет на половую жизнь охотника и рыбака. От успехов охоты зависело благополучие семьи, поэтому женщина не имела права даже прикоснуться к охотничьим или рыбацким снастям – испортит! Сам мужик не должен был касаться жены, собираясь на охоту, а в лесу и на реке не мог о ней думать, даже называть, поэтому женщина именовалась тшöтшыд (обрубленная). Коми быличка рассказывает, как охотник в лесной избушке затосковал без ласковой жены – и вдруг она пришла, приготовила еду, собрала на охоту, к возвращению истопила печь, и так всё время охоты, а дичь густо шла в его ловушки… только когда охотник начал собираться домой, вся добыча пропала, а жена исчезла – это Яг-морт так посмеялся над любвеобильным охотником.
Так до ХХ века дошли традиции и запреты в семье и половых отношениях у коми, наверно, потому, что коми сохранили до наших дней свои традиционные виды деятельности и традиционные ценности.