Уверен, что многие, кто еще застал старые добрые "Москвичи", "Жигули" и "Запорожцы" у дедушек, (а то и может сами владели) тот наверняка хорошо помнит атмосферу этих автомобилей. Их непередаваемый запах уюта в салоне, обивку потолка "в дырочку", возможно оплётку на руле, возможно еще какие-нибудь элементы украшательства и "тюнинга":)
Однако частенько встречались и другие элементы, присущие времени. Более технического толка. Например - таинственный выключатель массы, или просто "масса") Исправление каких-то неисправностей часто начиналось с вопроса "масса-то есть?" и всегда в детстве было непонятно - что же это за загадочная такая масса и зачем она нужна?
Ответ, я думаю вы и сами прекрасно знаете: в большинстве современных легковых автомобилей бортовая сеть использует постоянный ток, напряжением около 12 Вольт. Чтобы не плодить без надобности слишком много проводов, к потребителям электроэнергии (лампам, магнитолам, итп) идут только плюсовые провода, а минусовая клемма аккумулятора подключается на кузов. Кузов стальной, отлично проводит ток, и играет роль "минусового" провода. Это и есть та самая "масса":) Так вот, как я уже сказал, минусовая клемма аккумулятора подключается на кузов. Если между потребителем (а двигатель - это ведь тоже потребитель! Свечи те же - без массы работать нормально он не будет) исчезнет надёжный контакт, то как вы понимаете, работать этот прибор или узел не будет: плюс на него приходит, а минус - нет. Поэтому особенно важно иметь надёжную "массу" во всем - от двигателя до фар.
Как логически вытекает из вышеописанного, если случайно уронить плюсовой провод на кузов автомобиля - будет замыкание, с последующим выгоранием провода, порчей проводки и потенциальным пожаром:)
Выключатель массы позволяет разомкнуть связь между "минусом" аккумулятора и кузовом. По большому счету это такой аналог скидывания клеммы. Но зачем же его ставили, да еще так массово?
Ну, я бы тут выделил пожалуй две главные причины. Во-первых, надо полагать что периодически в автомобиле происходили какие-нибудь неполадки, по электрической части. Владельцы зачастую были те еще электрики, поэтому в результате подобного ремонта одни проблемы решались, а другие - создавались. Окисляющиеся скруточки, синие изоленточки, секретные нано-коробочки - всё это, помноженное на годы и старение, создавало невыясненные "утечки" электричества, которые в лучшем случае сажали аккумулятор, в худшем - создавали запах нагретой изоляции. Короче, проще было поставить заветную кнопку "массы", чем разбираться в электросистеме автомобиля и искать причину утечек.
Во-вторых, функция эта отчасти могла служить неким простейшим противоугонным устройством. Будучи хорошо спрятанным (и оригинально исполненным), выключатель массы мог бы поставить в легкий ступор потенциального автоугонщика. Секунд на 30. Потом он бы просто накинул заранее припасенный провод на кузов и аккумулятор.
Что ж, с плюсами отключаемого минуса всё ясно - а есть ли у этого минуса минусы? (Вот так каламбур, поставь лайк за такое:)) Минус вытекает практически из плюсов - казалось бы, отключить массу теперь можно быстро. Однако каждый ставил выключатель там, где ему заблагорассудилось, и зачастую это было где-то под капотом, что отчасти обесценивает скорость отключения и доступность. Конструктивно это тоже было исполнено по-разному, у кого рубильники, у кого винтовые закруточки, у кого кнопочные выключатели - в любом случае они имеют общий недостаток - рано или поздно выключатели окисляются, приобретают заметное сопротивление и нагреваются. Сами становясь угрозой, и иногда делая запуск двигателя невозможным. В целом, я считаю что вещь это совершенно ненужная, потому что лучший выключатель массы - это исправная проводка. При исправной проводке никакой потребности в подобных отключателях я не вижу - потому их и нет с завода. Сегодня, когда я на каком-нибудь приобретенном "Москвиче" вижу "выключатель массы", то после некоторого осмотра проводки, выкидываю всё это электротворчество к собакам. Проводка должна быть исправной и штатной.