Найти тему

Профессиональные аттестаты бухгалтера. Надо или нет?

Знания... Много знаний... Где их взять?

Знания бухгалтера складываются из двух составляющих: образование и опыт. Опыт, понятно, дело наживное: нужно работать, нужно трудиться и все будет. А знания?

Каждый бухгалтер начинает с высшего образования. Сейчас уже сложно представить, что когда-то бухгалтерами работали не только без высшего, а даже и без средне-специального образования.

В каждой вакансии требуется высшее образование. Есть подозрение, что скоро даже уборщица должна будет иметь образование менеджера.

Ну, хорошо. Есть у Вас высшее образование. А куда дальше? Нужно же расти: и карьерно, и профессионально.

А для того, чтобы выделить себя из списка других кандидатов придумали профессиональные аттестаты.

Лично я не знаю отраслей, где есть столько конкурирующих между собой дипломов и аттестатов.

Давайте в них разберемся.

Условно, все бухгалтерские аттестаты можно разделить на две категории: те, без которых работать нельзя, и те, которые получаются для повышения своей ценности на рынке.

Сразу скажу: я знаю о чем говорю.

У меня есть аттестат профессионального бухгалтера, ДипИФР, ДипНРФ, аттестат арбитражного управляющего (получил просто так - за компанию), я учился на аттестат аудитора, на аттестат CIMA Р1, сейчас учусь на аттестат налогового консультанта.

Нельзя работать только без одного аттестат: аттестат аудитора. В соответствии со ст. 4 Закона №307-ФЗ от 30.12.2008 г. "Об аудиторской деятельности" аудитором может быть только лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора.

Все остальные аттестаты получаются факультативно.

Имеют ли они ценность? Однозначно, да.

Например, аттестат профессионального бухгалтера прописан в 10 процентах вакансий на главного бухгалтера.

Но есть одно большое "но" (простите за тавтологию): прописан то он прописан, но никто его не просит показать.

Даже больше скажу: никто не просит показать и никто не проверяет действующий ли он или нет. Лично я дважды устраивался на вакансии, где где он был нужен. Но ни разу никто не просил его показать и не спрашивал его номер, чтобы проверить действующий он или нет.

Чуть иная история с международными аттестатами.

Конечно, чисто теоретически, можно работать и без них. У меня есть хороший товарищ, который работает в Х5 в "головном" офисе, занимается МСФО без всякого аттестата. Но он признает, что карьерного роста у него не будет, пока он не получит хотя бы ДипИФР и не выучит иностранный язык.

С другой стороны я - человек имеющий ДипИФР и ДипНРФ. Но меня никогда не возьмут на работу на МСФО без знакомств, потому что у меня есть аттестаты, но не соответствующего опыта и практических знаний.

Опять же, у меня есть несколько знакомых, которые имеют весь ACCA. При этом они не бухгалтера (один химик по образованию, другой инженер). Они получили эту аттестацию, когда работали в KPMG на должностях помощников аудитора (проверяли производства исходя из своей квалификации). Компания все оплатила за них. У них был шикарный английский, они как раз закончили ВУЗ (то-есть еще не разучились учиться) и решили: а почему бы и нет?

На данный момент они уже не работают там, но наличие членства в такой престижной организации играет им "на руку" при устройстве на работу в крупные компании. Логика здесь не совсем понятна: членство у них в бухгалтерском сообществе, а работают они менеджерами. Но крупным компаниям виднее.

Что я могу сказать в итоге?

Лично мое мнение, что аттестаты получать надо. Во-первых, они освежают знания, во-вторых, Вы получаете преимущество перед другими конкурентами, в-третьих, мозг - это "мышца" и она должна работать в разных направлениях.

В следующих статьях я подробно расскажу, как я сдавал экзамены на каждый из этих аттестатов.