Найти тему
Медиапалуба

Сварка в судостроении. Рабочие наши, аппараты не наши

Ни для кого не секрет, что основной арсенал сварочного оборудования, особенно в части полуавтоматов и тем более газорезательных машин, иностранного производства. Еще большая доля импорта в сварочных материалах. И такая ситуация не только в судпроме, но и в других отраслях промышленности. Откуда это пошло и нужно ли с этим бороться? Попробуем разобраться.

И причины этого кроятся вовсе не в санкциях.

Корнями они уходят в историю развития нашей страны. Если после промышленного рывка в 50-60х годах прошлого века машиностроители СССР могли на равных конкурировать с зарубежными конкурентами, то уже с конца 60х годов мы начали отставать. Жизнь по канонам осажденной крепости, которую вынужденно вел тогда СССР, аукнулась в начале 80-х.

Именно тогда СССР был вынужден на государственном уровне закупать сварочные аппараты, в основном скандинавских производителей ESAB, Kemppi. На судоверфях Санкт-Петербурга и Ленинградской области и сейчас можно встретить те самые аппараты из первых партий.

-2

Показатель этого отставания в качестве сварки в военном кораблестроении и в гражданском судостроении. К сожалению, в сравнении, отечественные проволоки не дают такого же качества, как аналоги даже из Кореи. Поэтому военные отстают значительно.

Второй важный фактор, который с одной стороны помогает, а с другой задерживает развитие. Речь идет о ГОСТах.

Российские стандарты регламентирует требования не только к безопасности изделия, но и описывает технологию изготовления. Из-за этого производители сварочных материалов не могут беспроблемно внедрять новое оборудование и процессы.

Главный документ по сварке всех конструкторов ГОСТ 14771-76 (полуавтоматическая сварка в среде защитных газов) предусматривает два вида разделки: под 30 градусов либо под 45 градусов.

-3

С момента его принятия прошло больше 40 лет и с тех пор многое изменилось. Новые импульсные процессы позволяют вести разделку под 5-15 градусов, а на некоторых толщинах от разделки можно отказаться вовсе. А это сэкономленные нормочасы, деньги на оборудовании, металл и конечно качество. На отечественных верфях, к сожалению, на больших деталях до сих пор разделку ведут варварскими методами при помощи болгарок.

Изменилось и качество самих сварочных аппаратов. Например еще в начале 90х годов главные сварщики при закупке материалов закладывали 25% сварочной проволоки на угар и разбрызгивание. Сейчас этот показатель не превышает 0,5%. Это тоже деньги.

Возвращаясь к аппаратам

Вместе со зверским оскалом капитализма (который автор тоже не одобряет) в Россию пришла масса передовых технологий. Иностранные заказчики в охоте за дешевой рабочей силой привезли сюда в массовом порядке импульсные аппараты, порошковые проволоки, керамическое подкладки и массу всего.

-4

Там это работало уже не один десяток лет. Отсюда вопрос - надо ли России заниматься созданием собственных сварочных аппаратов и материалов, тратить сотни миллионов бюджетных денег, если к моменту создания техника снова будут устаревшей? Как говорят многие эксперты в посте о спуске корейского танкера под видом отечественного на СК «Звезда» сейчас в мире есть разделение труда. Может стоит взять американский, шведский, немецкий, финский прибор под названием «сварочный аппарат» и сделать с помощью него продукт, который кроме нас никто не сделает?

Есть и второй путь, китайский. Там работают масса фирм-производителей сварочной техники, по лицензии или собственных. Широко развита кооперация, когда десяток компаний договариваются о том кому какие комплектующие производить, а где их потом собирать в аппарат. Так удается избежать лишней конкуренции.

-5

При этом нужно помнить, что более половины всех передовых технологий сварки, даже те, которые потом превратили в коммерцию «буржуи», придумано в России и Советском Союзе. Сварку штучным электродом впервые внедрил Николай Славянов, сварку плавящимся электродом в среде защитных газов и сварка под флюсом – Евгений Патон. И можно этот список продолжать долго. Жаль только, что в серийную и массовую продукцию это не превратилось.

В отличие от того же Марти Кемппи, финский принцип которого «Если день кончился, то лучину зажигаем», сработал лучше.