Все медленней вращается Земля -
Все больше у нее воспоминаний.
Глеб Сидельников
По поводу многочисленных статей на Дзене о процветающем, прекрасном Советском Союзе (статей и от наивных ребятишек, и от уважаемых мною политиков, журналистов, писателей), который, мол, случайно развалился из-за предателей Горби и ЕБН... Конечно, не без этого, но процесс гниения начался задолго до них: я со школьных лет - на подсознании - чувствовал это и в нескольких статьях хочу поделиться своими, сугубо личными, наблюдениями за жизнью в СССР в период с 1965г. по 1991г.. Не либерал - физрук (физрук - это самоирония, вообще-то "учитель физической КУЛЬТУРЫ")!
1. 1965 - 1975 гг. Школа (советская, но не в широком смысле, а та, где я прожил 10 лет, как ученик). В августе 1965 года меня моя Лёля (сестра отца) повела записываться в 1 класс... Школа - храм! В спортивном зале (где я через несколько лет буду срывать аплодисменты одноклассниц) было радостное оживление: много детей с родителями, учителя - все нарядные! Играет школьный духовой оркестр! Директор - крупный кореец, очень похожий на Мао - зашёл в спортзал, и все, приветствуя его, встали и повернулись к нему лицом (я работаю в школах 37 лет, но нигде не видел такого почтительного отношения к директору общеобразовательной школы!). Я нутром почувствовал, что для всех, кто здесь присутствует, слово этого человека - закон!
Уже в первом классе меня и еще нескольких балбесов за групповую драку (орали и дрались мы от детства, беззлобно) привели в кабинет к директору (он жил с женой в смежной с кабинетом комнате). Стоя там в ожидании директора, мы знали: жизнь наша кончилась - большего позора для родителей, чем письмо из школы на предприятие, где они работают, быть не могло. И вот Директор зашёл... Встал над нами - дураками ушастыми - постоял пару минут молча (наверное хотел внушить нам, что презирает тех, кто пришёл в школу не за знаниями, а чтобы пошалить), повернулся и вышел, не сказав ни слова... Не знаю, как на дружбанов, но на меня эта выволочка подействовала (тем более мама дома мне растолковала "популярно" его молчаливое осуждение).
В школе середины 60-х царил порядок: школьная форма, никаких опозданий (дежурные - звери!), оценки - по справедливости (если не знаешь предмет, тебе троечку не "натянут")! Именно поэтому из года в год, почти в каждом классе, на второй год оставались самые бестолковые ученики. Это никого не удивляло (Кроме меня - я каждый год боялся, что и меня оставят, и удивлялся - как это меня пронесло?!; подозреваю, что меня класса с 5-го не оставляли только из-за жалости учителей к моей маме, у которой была то вторая, то первая группа инвалидности).
В 1967-68 уч. году из нашей школы ушёл старый директор, а в мой класс одновременно сели 8 (восемь, Карл!) второгодников! Это была банда! Любимая наша учительница В.Н., промучавшись год с этими бандерлогами, ушла в центральную школу города. Мы - несколько хороших, наивных деток из окраинной школы - поехали уговаривать её не бросать нас... Постояли перед помпезными дверями школы им. Панфилова и...вернулись в класс, где за последний год расцвела ОПГ.
Я не утрирую...
Общаясь последние 15 лет её жизни (до октября 2014 г.) с К.В., пришедшей тогда на смену, бросившей нас, В.Н. в её 4 "А"класс, а потом, с 5-го по 10-й, преподававшей у нас русский и литературу), я убедился, насколько точны были мои детские наблюдения о падении престижа знаний, возрастающем пофигизме учеников, а также о пагубности либерализма при обучении детей в средней школе! Скажу даже, что К.В. во многих вопросах, касающихся школьной жизни, несмотря на 40 лет пед. стажа, была и осталась совершенной идеалисткой, даже не знающей, что была тогда и теневая жизнь школы, где правила устанавливали криминальные ребята (что-то вроде нынешнего АУЕ в РФ).
Сама К.В., будучи давно пенсионеркой, рассказывала мне, как о самом страшном событии в своей жизни (а она ребёнком была в оккупации в Крыму, а потом с мамой её депортировали в Казахстан), как она - учительница - дралась "на полном серьёзе" с Сашкой Д. - одним из своих 4-классников (я его хорошо помню - одноклассник-же до 8 класса; да и позже встречал его не раз, а как-то, в конце 70-х - на пляже, он был весь в татуировках, с церковью о 4-х куполах на спине)! И ведь он был не главным "отморозком" в классе, были и похлеще! Илюха Ц., например... А Ахмед Д., Румын, Була У.?!
Но, если раньше таких изолировали от неоперившихся птенчиков (наивных деток 8-10 лет), то с 69 года наступили гуманные времена: даже на учёт в детскую комнату милиции стали очень редко определять, не говоря уж о спецшколах и "малолетке", и оставлять на второй год тоже перестали, "тройки" стали "рисовать" всем - потому, что главным в образовании стали не знания, а "красивая отчётность"!
Так мы с этой бандой (большинства из них давно нет в живых, как и многих из тех наивных деток, которые когда-то ездили за своей учительницей, а позже ступили на скользкий криминальный путь). Эти "тройки", эта ложь и очковтирательство развращали всех - и детей, и учителей, и родителей!
Я с детства люблю фильм "Доживём до понедельника", вот там одна из поднятых тем проявляется в "пессимизме" Ильи Семёновича Мельникова, которого тревожит стремительное падение уровня образования и воспитания нового поколения; необходимость лгать, ломать свои жизненные принципы, жалея неспособного усвоить программу ученика, кривить душой, наблюдая, как снижается профессионализм коллег, как падает общая культура людей: учителей, родителей, бывших учеников, гуру из телеящика... Наблюдать, и - молчать! Когда даже лучшие (такие, как Илья Семёнович) молчат (поневоле вливаясь в стадо) - школа деградирует! Я - не философ, а двоечник - это понимал! Не понимали партийные руководители страны. Или понимали, да не знали, что делать...
Пионеры, комсомольцы были смелыми и боевыми в книжках (мои любимые герои Миша Поляков, Генка Петров, Крош и др.), а в жизни (я только свою школу имею в виду) и пионеры и комсомольцы были двуличными лгунами, заискивающими как перед пед. составом, так и перед ОПГ класса и школы.
Надо сказать, что тогда город наш был поделён между так называемыми "бандами": Дерибас, Золотая Орда, Аэрофлот и т.п., наша школа принадлежала "банде" "Рахмач", которая периодически выясняла отношения с "бандой" "Шанхай" из Малой Станицы, бывало и с применением огнестрельного оружия (самопалы, "дуры", обрезы). Смертельных случаев не припомню, но дробь - бывало - из-под кожи на ногах и руках одноклассники выковыривали... Как-то (классе в 8-м) на перемене забегает к нам в класс один из заправил "Рахмача" по кличке Сэм и орёт: "Кто "пацан" - за мной!", и почти все (кроме двух порядочных, воспитанных немцев, которых даже последние идиоты не трогали) встали и побежали за ним к недалёкой рощице, посреди частного сектора, где была "забита стрелка", с одной из школ Шанхая... Драки не получилось, т.к. при нашем приближении (нас - дураков - было довольно много), раздались выстрелы, и обе группировки врассыпную бросились спасаться от шальной пули. Мы же с другом, зная хорошо эти места, побежали не назад, как большинство, а вперёд, к укромному переулку. Наши-же коноводы, увидев, какие мы отважные и лезем под пули, растрепали это всему свету и покрыли нас неувядаемой славой... Мы, разумеется, не возражали. А школьное руководство тот наглый уход с уроков "спустил на тормозах" - кому же хочется стоять на ковре перед большим начальством?!
После 8-го класса меня, вместе с главными отморозками, вытолкали из школы. Мол, иди в ПТУ. Но я, хоть и был выдающимся бездельником, ни разу не выполнившим домашнее задание класса с шестого (мнил себя великим спортсменом и творческим человеком, жил тренировками и внутренним миром, а на настоящую - школьную - жизнь мне было наплевать), все-таки считал, что достоин большего, я - не быдло ПТУшное, я - ого-го! И нагло в сентябре 73-го вернулся в школу. Моя кл. рук. А.Н., уставшая бороться со мной за четыре года, пересадила меня к моей любимой К.В., но я - патриот своего"А"класса. Меня гонят в 9"В" класс, мол ты там числишься, и К.В. меня уговаривает, но моё упрямство - непобедимо, и я вновь сижу в своём 9"А"! И моей кл. рук. А.Н. покой на два года только снился...
Ну, а по окончании 10 класса были выпускные экзамены. Их было (как у Высоцкого: Иду с дружком, гляжу - стоят...) восемь! С помощью учителей, закрывающих глаза на самые вопиющие случаи списывания, подсказок со всех сторон и др. фокусов и уловок, экзамены были сданы...
Итог 10-летних мучений взрослых и детей не слишком утешителен: в моём классе было два отличника: немец Костя (поступил в Мед. ин-т, лет 30 живёт в Германии, онколог) и пай-девочка Лена с русой, старомодной косой (по слухам-поступила в Ленинградскую консерваторию), а остальные - липовые троечники. Из них (из нас) только Серёга А. поступил в пожарное училище. И - всё! Из 32 человек...
Через 8 лет я пришёл в школу работать учителем физической культуры, мало что понимая в своей профессии, т.к. и в вузе - те же проблемы, что и в школе - низкий профессионализм и очковтирательство! А уважаемые мною люди, валят всю вину за упадок и развал Союза ССР исключительно на предателей - Горби и ЕБН. А мы, а вы, а я - не виноваты?