Добрый день, друзья!
Фильм "Любимая женщина механика Гаврилова" 1981 года, режиссера Петра Тодоровского, а для меня лично этот режиссер - как знак качества.
И Людмила Марковна здесь не такая, как везде. Больше ранимости и трогательности. И грузины эти гениальные у ЗАГСа. И герой Михаила Светина с его лошадью и тарелками. И Людмила Аринина с ее каким-то детским взглядом. И финальная сцена с Гавриловым - признание в любви через стекло, руки, взгляды, улыбка Шакурова. Кто еще может самый обычный сюжет преподнести одновременно так драматически и лирически, как Тодоровский?
А название фильма? Это же великолепно, тот самый случай, когда название играет не против, а за, создает интригу, привлекает интерес к фильму и делает его особенным. Оно даже звучит как поэзия.
Французские платья, прически-"кандибоберы", эмалированные японские тазики, огромные сушилки в парикмахерской - за каких-то полтора часа экскурсия по Советскому Союзу, по детству, по прошлому.
Поэтому даже не вижу смысла пересказывать фильм, это золотой фонд советского кино, и давно в сердце каждого зрителя, рожденного в СССР.
А поговорить хочу о любви главной героини - Маргариты - к Гаврилову. То, что Гаврилов ее любит - в фильме показано однозначно и недвусмысленно. Но Рита...
Какая обычно самая первая реакция у нормальной, любящей женщины, если мужчина пропал без веских причин? А вот такая: Все больницы обзвонила, все морги.
Пусть это звучит несколько карикатурно, но ведь именно это и делает обычно женщина, которая по-настоящему беспокоится о своем близком человеке. Разве не в этом суть любви? Беспокоиться. Переживать. Волноваться. В первую очередь подумать не о себе (Ах, этот подлец меня бросил!), а о нем. А вдруг с ним что-то случилось?
Но у Риты происходят совершенно другие реакции. Ни на одну минуту за весь фильм она не задумалась о нем. Ни разу! В смысле - о том, все ли у Гаврилова хорошо. Она все время думает только о себе. Меня предали. Бросили. И заранее, еще не зная причин его отсутствия, мысленно уже отводит ему роль гада. Разлюбил, передумал.
Рита ни разу не задалась вопросом: а вдруг ее любимый мужчина попал в аварию? Или на него напали. Или слег с инфарктом. Нет, она вообще об этом не думает. Только о своем самолюбии оскорбленном. Даже когда она приходит на корабль, чтобы узнать, не там ли ее мужчина, она не верит, что его нет, и бежит внутрь ... чтобы что? Поймать с поличным? Убедиться в его низости?
Если ты по-настоящему любишь - зачем ты позволяешь себе думать о своем любимом гадости? Что он предатель, что он молча тебя кинул. Думай все, что угодно - заболел, в лифте застрял, срочно в рейс ушел, на Луну улетел. Но почему сразу предал? Почему ты отводишь ему роль негодяя? Ты ведь его знаешь, иначе бы не любила, замуж не пошла бы. Как может быть любовь - и без доверия?
Никогда нельзя думать о человеке плохо, пока во всем не разберешься. А уж тем более - о любимом человеке.
Ты впервые за 10 лет так сильно влюбилась. Ну почему, откуда такой эгоизм? Меня бросили, меня предали. Я страдаю. Только о себе мысли. И ни разу за все это время не подумала - а вдруг с ним что-то случилось? (что в итоге и оказалось). Вот такая любовь.
Вот так, очень быстро любимый механик Гаврилов был записан в предатели. Хотя не предавал. Зато сама Маргарита, которую это предательство так обидело, даже не имея никаких доказательств, кроме своих домыслов, весь день пыталась предать Гаврилова в ответ. То с каким-то облезлым, непутевым Пашей (актер Всеволод Шиловский), то с самовлюбленным музыкантом (сыграл Михаил Светин).
То есть еще ничего не ясно, но изменять уже побежала. Хорошо, что не успела. А Паше так вообще за пару минут до появления Гаврилова отказала. Хороша же она была бы.
Понятно, что на самом деле изменять Рита не стала бы, да и не собиралась она это делать всерьез. Но сами действия... Зачем? Она этим даже не Гаврилова, а себя унижает.
Вот такие вот мысли у меня каждый раз, когда я смотрю этот фильм. При этом, я их всех люблю - от нелепого музыканта Светина до Риты, глубоко переживающей свою драму и успевающей кроме того, что записать Гаврилова в подлецы, еще и сделать много хорошего.
И камень кинуть в противную тетку, и за грузинских жениха и невесту порадоваться, и платье свое (между прочим, любимое платье Гаврилова!) отдать какой-то несчастной невесте, у которой нет наряда.
А с Гавриловым они, конечно, поженятся. Но как уживутся два таких темпераментных человека - вопрос... Думаю, главное - иметь на кухне огромный запас ненужных тарелок. И все у них будет хорошо.
Спасибо вам за внимание :) Всем большой любви, как у Гаврилова к Рите :)