Стиль модерн – это полное единство экстерьера и внутренней обстановки. Интерьеры повторяют узоры, формы и декор строительной конструкции и фасада, сливаясь с ним в неразрывную композицию.
На протяжении многих веков в моде были прямые и четкие линии пространств и мебели, модерн же перевернул все с ног на голову и за основу в интерьере взял волнообразные, извилистые линии, которые делают незаметным переход от одного элемента обстановки к другому.
Это могли быть округлые формы комнат и гибкие пластичные формы мебели. Есть исключение – геометричные интерьеры модерна в Шотландии, Австрии и Бельгии, например спальня в шотландском особняке Хилл-Хаус, 1904 год, (на фото ниже), но подробнее мне хотелось бы рассмотреть именно модерн в традиционном «пластичном и гибком» варианте, который преобладал в большинстве стран.
В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, декор переходит с потолка на стены, продолжаясь на части пола. Например, интерьер французской Виллы Мажорель, 1902 год.
Или интерьер Торгового дома Фуке, Франция, 1900 год, по проекту Альфонса Мухи, в котором изображения флоры и фауны в декоре словно воссоздает картину сказочного леса.
Стеновые панели в изобилии украшаются резьбой, витражи используются не только на фасаде, но и внутри здания – ими декорируют двери и лестничные пролёты. Например, витражное стекло в дубовых дверях бельэтажа Дома Бальо в Барселоне.
Мебель в стиле модерн, как правило, из резного дерева и украшена изображениями цветов, вставками в виде женских голов, символизирующих нимф и речных фей. Например, стол по эскизам Emile Gallé.
Светильники, как правило, изготавливаются из кованого или литого металла и цветного стекла, а их дизайн зачастую проектируется самими архитекторами. Как пример – лампа Луиса Комфорта Тиффани, 1900 год.
Деталям в дизайне модерна отведена немалая роль – они являются неотъемлемой частью общей картины интерьера и повторяют его характерные узоры – от часов до посуды и столовых приборов.
Бельгийский архитектор Анри ван де Вельде, один из лидеров модернистского течения, при строительстве дома для своей семьи спроектировал полностью всю обстановку – мебель, светильники, обои, столовые приборы, а для своей жены придумал даже платья, которые сочетались по цвету или орнаменту с оформлением комнат.
Натуральные материалы, природные мотивы, витражи, обтекаемые формы – всё в этом стиле направлено на получение человеком эстетического удовольствия и создано для того, чтобы человек, природа, архитектура и интерьер стали одним целым.