Сегодня часто можно услышать о том, что современная молодёжь и дети не читают, читают не то, или не так, как читали раньше. Винят в этом обычно школу, которая не прививает любовь к этому занятию, интернет, компьютерные игры и гаджеты. Давайте разберёмся по порядку, кто виноват и что делать.
Начнём с того, что основная функция учителя - учить. То есть объяснять, передавать свои знания. Как можно объяснить современному ребёнку, что нужно читать? Это интересно? Но смотреть фильмы или играть в компьютерные игры тоже интересно! Нужно, чтобы получить хорошую оценку в четверти, сдать экзамен? Ок, сколько книг достаточно прочитать: две, три, пять? А, может, получится обойтись кратким содержанием? Единицы из читавших потому, что надо, а не потому, что хочется, почувствуют вкус к чтению и продолжат читать по собственной воле после окончания школы. Значит ли это, что я оправдываю себя и своих коллег? И да, и нет. Талантливый учитель может (и должен!) заражать своей любовью к предмету, но для того, чтобы начать читать этого не всегда достаточно. Нужно нечто другое, за что учитель не отвечает. Это привычка. Привычка читать не потому, что надо по программе. А такая, по которой мы чистим зубы или причёсываемся. Здесь ведь дело не столько в том, что надо, а в том, что делаешь это с детства. И не только ты.
Так кто же должен приучать детей к чтению и каким образом? Конечно, родители, и, конечно, только личным примером. Я уже слышу голоса мам и пап: «Но мы сами не очень любим читать». Тогда будьте готовы к тому, что и ваш ребёнок не будет, и не требуйте от него обратного. Либо сделайте усилие над собой и хотя бы 10 минут 4-5 раз в неделю посидите у него на глазах с книгой. Дети до определенного времени берут с нас пример во всем, но откуда появиться привычке к чтению, если мама и папа открывают книгу только в отпуске? И не потому ли гаджеты и интернет стали угрозой художественной литературе, что мы, взрослые, завтракая, просматриваем ленту в Инстаграмм, а вечера часто проводим перед экраном компьютера?
И, конечно, не нужно быть большим знатоком детской психологии, чтобы понимать, что доводы, начинающиеся со слов «в твои годы я...», ничуть не убедительны, равно как и заявление «будешь много читать - будешь грамотным (умным)». Для младшего школьника это непонятно: ведь папа (мама) не читают, а все равно грамотные (или неграмотные, но это не мешает им жить). А для подростка и вовсе очередной повод для протеста.
Подведём итоги. Чтобы научить ребёнка читать книги, нужно читать вместе с ним и рядом с ним, и это совсем необязательно должна быть школьная классика, уж поверьте человеку, который преподаёт литературу с 2006 года.
И напоследок лайфхак. Если Вы будете читать по 10 страниц в день (при средней скорости чтения 15 минут), за год Вы прочитаете 3650 страниц, а это, на секундочку, три "Войны и мира". Выберите время, когда Вам удобно выделить эти 15 минут. За завтраком или обедом, перед сном или по дороге на работу в метро. Это проще, чем кажется. А чтобы не думать, какую же книгу выбрать, подписывайтесь на мой канал. Будем читать и разбираться вместе!