ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ – трагичная страница в истории музейного дела. В тяжких условиях военного положения государство и местные органы власти приложили немало усилий по сохранению культурных ценностей, прежде всего собраний центральных художественных музеев. Стоит отметить, что все эти меры оказались бы нереализованными без профессионального и поистине героического труда музейных работников страны. Именно эти люди охраняли тайники с музейными коллекциями на оккупированной территории, вывозили музейные ценности в глубокий тыл, спасали хранилища от зажигательных снарядов, сохраняли музейные и частные коллекции в блокадном Ленинграде.
МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК П. И. ЧАЙКОВСКОГО В КЛИНУ.
Война ворвалась в жизнь миллионов советских людей, и музей Чайковского встретил этот страшный день вместе со всей страной.
В августе 1941 года, когда Клину стала угрожать непосредственная опасность, возникла необходимость срочного спасения национальной святыни. 24 августа из Клина в Воткинск отправились два товарных вагона с бесценным грузом: рояль, личные вещи, мемориальные предметы и уникальные рукописи П. И. Чайковского.
22 - 23 ноября 1941 года в Клин ворвались немцы. Фашисты расположились в доме композитора - на первом этаже устроили гараж и сапожную мастерскую, на втором - солдатские казармы. Также немецкими солдатами были разрушены мемориальные ворота усадьбы, испорчена мебель из кабинета младшего брата композитора - Модеста Ильича.
Зима 1941 года выдалась суровой, и на растопку печей шло всё, что попадалось под руку, хотя дров было достаточно.
К великому счастью, мародерство продолжалось сравнительно недолго - немецко-фашистские варвары находились в Доме-музее всего 22 дня. 13 декабря 1941 года в город Клин с боями вошли части Красной Армии. Ожесточенный бой за Клин шел в течение суток. Фашисты стремились вырваться из окружения, но их попытки были тщетны. Город Клин был окончательно очищен от фашистов 15 декабря 1941 года.
19 декабря в Клин с миссией приехал английский премьер Энтони Иден. Одним из первых объектов его посещения был именно музей Чайковского.
Нашумевшие фотографии немецких зверств облетели тогла всю Европуи Америку в считаные дни. Кстати, вот эти все знаменитые фото разгромленного ДМЧ в декабре 1941 года делал Самарий Гурарий - личный фотограф Сталина. Событие, короче, масштабно пиарили по указке прямо из Кремля.
А хронику с Иденом снимала операторская группа из центрального аппарата НКВД СССР.
Задача была максимально подчеркнуть нечеловеческий характер зверств.
Неудивительно, что и восстановление музея было в рекордные сроки.
Уже 1 марта 1942 года Дом-музей П. И. Чайковского в Клину был открыт для посетителей. Работали выставки, проводились экскурсии, научные сессии и конференции, работал музыкальный кружок, организовывались концерты.