Праздничную неделю была занята не только проводимыми уроками, но и написанием статьи в региональный образовательный альманах. Анализируя свою работу, пришлось задуматься и об общих тенденциях. Несколько важных моментов для себя открыла.
Не буду мусолить три кита, о которых уже везде уши прожужжали:
1. Дети неспособны самостоятельно учиться - это вам не студенты, которые этому уже в школе обучены,
2. У большинства россиян (в отличии от москвичей) нет технической возможности заниматься дистанционно,
3. Онлайн-платформы и операторы связи оказались неготовы к наплыву пользователей онлайн-режима.
Эти три причины - по сути, самые важные, но их невозможно исправить с помощью образовательной системы. Они снаружи, они - часть окружающего мира, часть ландшафта. Их можно изменять, но не силами образования и - долго, энергозатратно и сложно.
Но есть причины провала, которые находятся внутри нашей образовательной системы. Они менее заметны исключительно из-за своей специфичности и сугубой профессиональности - увидеть их человек посторонний, как правило, не может. Но они - более изменяемые, менее встроенные в общую картину. Они являются подпорками ныне действующей системы образования и в условиях, когда образование вынуждено менять свою среду, оказываются совершенно ненужны. Представьте себе Ихтиандру, которая по земле ходит, опираясь на костыли. А теперь прыгает в воду и плывёт. Причём, плыть она сама может хорошо. Но вот беда - костыли к ней привязали накрепко.
В общем, вот костыли, которые я нашла, анализируя свою работу и работу коллег - в обычной жизни они чуток помогают, а в дистанционке убивают сам смысл образования:
1. Отчётность.
Нам часто внушают, что постоянная отчётность педагогов имеет целью следить за общей обстановкой на образовательных фронтах и без неё вышестоящие, не смогут принимать важные решения. Фигня! Посмотрите на происходящее в образовании и на решения, которые принимают - по-моему, без бинокля хорошо видно, что эти две линии никак с друг другом не связаны. И отчётность - лишнее явление. А уж в режиме избытка задач, который педагоги испытывали при неожиданном переходе на дистанционное обучение - это лопата для рытья могилы образованию.
2. Предметная избыточность.
У нас очень много перегруженных ненужной информацией предметов. Много предметов самих по себе, совершенно не нужных для экстремального образования. Давайте уж честно - моя любимая физактивность, а к ней музыка, живопись, мировая культура и технология не нужны в условиях дистанционной школы. Они должны были стать необязательными. А лучше - так вообще их перевести в условия дополнительного образования, вынести за скобки общеобразовательной программы. Так и учителям было бы легче, и детям.
3. Сакрализация ФГОС.
Это, вероятно, самая большая мина замедленного действия в образовании, которая встала на часовой взвод с началом дистанционного обучения. Система нынешнего образования настроена на однообразие и формализм. При том, официально заявляется совершенно обратное и даётся зелёный свет в разных видах индивидуальной работы, работы с одарёнными и с детьми с ограниченными возможностями, но самое важное - стержень обучения сакрализован. Ты можешь менять цвет галстуков и юбок, можешь модернизировать орнамент на полях учебника, но самое важное представленное ФГОСом - ты менять не можешь. Ата-та! И вдруг оказалось, что по этим стандартам преподавать дистанционно невозможно. Впрочем, большие сложности и с преподаванием в живую по ним, но пока ещё работает старая гвардия, помнящая иной расклад и умеющая делать вид, что учат по-новому - пока ещё в живую получалось.
Вот, собственно, то, что я выделяю в главное. Подозреваю, что другие учителя назовут другую тройку причин, но это уж дело вкусовщины. ИМХО.
Ну, так как-то (с) Илюша из "Трёх богатырей"