Найти тему

Главная проблема московского образования

В городе федерального значения Москва с образованием всё прекрасно. Так годами заявляет мэр Собянин. Московские школьники побеждают на заключительном туре предметных олимпиад, успешно сдают ЕГЭ, школы оснащены новейшим оборудованием, зарплата учителей 111 тысяч. В общем, всё отлично.

Фото  с сайта https://cou548.mskobr.ru/
Фото с сайта https://cou548.mskobr.ru/

Но что за этим стоит? Начну с самого животрепещущего - с зарплаты. Педагогический состав в Москве, как и во всех других регионах, стремительно стареет. Молодежь не хочет работать в школе из-за многих сложностей - произвол администрации, вал бумаг и отчетов, сложности общения с родителями. Кто-то понимает это еще на практике, и после окончания вуза до школы не доходит, даже если планировал. Кто-то понимает всю "прелесть" в первый год работы и сбегает, как только появляется возможность. Но главное, что отталкивает молодежь - уровень зарплат. В регионах он запредельно низкий. Те учителя, которые много проработали в школе, хотят заработать стаж, мирятся с этим, взваливают на себя непосильную нагрузку, берут подработку, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Ведь другой работы там, зачастую, нет.

В Москве же, наоборот, работы навалом, с достойной зарплатой. И городские власти просто вынуждены были поднять уровень зарплат в образовании, иначе у них просто не осталось бы педагогов. Представьте себе такую ситуацию - в Москве не было бы учителей! Такого просто не могло быть. Да и на фоне плитки и бордюров финансирование образования - в общем-то сравнимые суммы.

Но естественного старения педсостава, как я сказал выше, никто не отменял, а московская молодежь не очень-то стремится занять вакантные места, поскольку у нее есть гораздо больше выбора, чем в провинции. Поэтому кадровая проблема решается "педагогическими гастарбайтерами" - учителями среднего возраста из регионов. Теми, кто не хочет мириться с копеечной зарплатой в родном городе. Зачастую это талантливые, творческие педагоги, которые в какой-то момент понимают, что смысла бороться с системой нет, и как бы ты хорошо не работал, выше 30-35 тысяч получить не удастся. А повышали зарплату в последний раз году так... в 2008. И эти 30 тысяч обесценились в 2 раза.

Таким образом, учителей в регионах становится еще меньше, а Москва повышает качество образования.

Но зарплата учителя в Москве - тоже сложносочиненная штука. Получать пресловутые 111 тысяч вполне реально, но для этого надо поистине работать сутками. У меня такая зарплата получалась, когда я фактически работал на 4 ставки, то есть за четверых - 36 часов учебной нагрузки (2 ставки), дополнительные обязанности администратора электронного журнала, а также обслуживание компьютерной техники. Это был какой-то кромешный ад! При этом требуют не просто провести урок, а еще и результатов участия в олимпиадах, конкурсах проектов и т.п.

А если будешь возражать, то тебе скажут - никто не держит, за тобой очередь стоит учителей из провинции. А тебя больше никуда не возьмут, т.к. даже не сарафанное радио работает, а черная метка в кадровой базе города.

При этом на фоне идет укрупнение школьных комплексов - это когда объединяют 3-4-5 и более школ, к ним добавляют близлежащие детские сады. Понятно, что директор такого комплекса не может вникнуть в содержание учебного-воспитательного процесса. Иногда и учителей-то в лицо не знает! Иногда это юноши младше 30 лет, толком в школе не работавшие

А бывшие директора бывших школ, слитых в комплекс, находят себе теплые места заместителей в таком комплексе, фактически ни за что отвечая, получают огромную зарплату.

Как же тратятся огромные деньги, которые идут "за учеником" в такие комплексы?

Когда пришел в московскую школу впервые, ужаснулся состоянию парка компьютеров, у меня в сельской школе они были лучше и более новыми.

Три года были обещания закупить - как в пословице. Всё какие-то проволочки, в конце концов закупили. Хотя знаю лично, что есть школы, в которых никаких проблем с закупками нет, то есть всё зависит от отношения руководства.

Потом начался ремонт. Такого стыдобища я не видел никогда! Краска стиралась со стен руками! Недоделок огромное количество, но сдали в срок. Уборка вся переведена на аутсорс. То есть проходят торги, выигрывает та организация, которая - внезапно - предложит более дешевый вариант. Правда, работникам они перестают платить, те уходят и школа стоит месяцами без уборки. А денежки заплачены... Вот тут бы родителям и жаловаться, но почему-то это остается без пристального родительского внимания, в каких условиях учатся их дети.

Школьное питание, также на аутсорсе, просто отвратительно. Тут родители немного шевелятся, в основном, в детских садах, но как-то лучше не становится.

И так во всех сферах. Огромные затраты в никуда. Закупки оборудования на десятки миллионов, а работать с ним некому и установить негде. И отсутствие необходимого.

А главная проблема, как и во всей стране - некомпетентность администрации. Те, кто управляет, не понимает в предмете управления, а зачастую и не хотят понимать, потому что не для того пришли. Кто-то получил хлебную должность и хочет получить профит с нее, чтобы потом перейти на другую. Кто-то досиживает до пенсии. Кто-то просто неспособен выполнять такие функции и пристроен по блату. При этом в Москве существует аттестация административных работников, но глядя на тех, которые эту аттестацию проходят, задаешься вопросом, а она кого-то отсеивает?

Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что с должности директора школы легко слететь, но только решением лично главы московского образования И. Калины. Есть закрытый селектор для директоров, на котором он на слова не скупится. И быть озвученным там - приговор для директора.

Вот такие процессы происходят в системе столичного образования. Спасибо, что прочитали статью! Подписывайтесь на мой блог, ставьте лайки, пишите в комментариях, что можете рассказать о своем регионе!