Сразу скажу, что не буду упоминать Мулермана, Ведищеву, Татляна, Бродскую, Мондрус и других прекрасных музыкантов, чьи истории - в изобилии в сети. Сегодня в моей выкладке - артисты, которых упоминают намного реже.
ПАВЕЛ ДЕМЕНТЬЕВ
Певец, который в СССР "не укладывался в рамки".
Поющий “что-то не то” автоматически рассматривался как ходячая диверсия. Так Павел через “ментуру” попал в сумасшедший дом, благо от тюряги его “отмотали” родители.
В 70-х годах Павел сбежал из психушки и какое-то время находился во всесоюзном розыске. Потом вдруг – поворот на 180*: после встречи Павла с Александрой Пахмутовой ее песня в его исполнении в разгар антиалкогольной кампании - “Виноградная лоза” - тут же становится национальным хитом.
В 1989 - приглашение из ЦК поехать на международный рок-фестиваль в Берлине, где ждали чего-то остренького из перестроечной России. Песня, которую Паша со своей группой пел на фестивале, называлась “Мы не рабы”, а текст ее оказался настолько антикоммунистическим даже по тем временам, что экран, на котором проецировался текст песни в немецком переводе, потух уже после первого куплета. Снова скандал… Все это было за несколько месяцев до падения Стены.
В Израиле Павел – рок-певец №1 – выпускает 2 альбома песен с сатирическими текстами на русском языке, обращенных к алии (выходцам из СССР).
- АЛИК КОПЫТ
Из интервью: " - В 1978 году, 26 августа, мы пересекли границу Советского Союза: эмиграция в государство Израиль, воссоединение несуществующих семей. … приехал туда, а они меня не пускают в страну, начинают рассказывать, что я себя, якобы, выдаю за другого человека. Пытают меня этак минут 45, а потом вдруг: «Мы знаем, зачем ты приехал, у тебя здесь концерты. Но ты пойми, у нас много врагов…» Я отвечаю: «С таким подходом - неудивительно»..."
В общем, в Вене мы сказали, что мы туда не хочем, а хотим в Австралию. Там у нас была какая-то дальняя родственница, которая заполнила бумажку. Тогда «беженец» значило нечто иное, чем сейчас. Австралия нас приняла как беженцев из «коммунистического ада». Хотя я считаю, что Брежнев был далеко не последний лидер, он нас выпустил, по крайней мере, за что ему спасибо.
Вообще день моего исчезновения из России был благословенным днем, о чем я еще раз вспоминаю, оглядывая интерьер этого театра (озирается на сталинский ампир зала в высотке Академии наук, «в девичестве» — рижский Доме колхозника). Я сказал себе, что никогда больше не приеду сюда за свои деньги."
Феномен группы Amsterdam Klezmer Band, созданной в Голландии Аликом Копытом - в том, что этот состав первым в истории русской блатной песни сделал жанр известным в международном масштабе. Конечно, ему пришлось придать звучание, продающееся на Западе - для этого были использованы уже опробованные интонации балканской, клезмерской, рок- и world-музыки...
ПАВЕЛ ЛЕОНИДОВ
«Среди прочих индивидов
В нашей западной глуши
Выделялся Леонидов
Красотой своей души!» (С.Довлатов)
Его имя в нашей подборке стоит особняком, потому что П. Леонидов – не музыкант, а музыкальный деятель. Администратор, импресарио, поэт-песенник. Легендарная фигура советской эстрады 1960—1970-х годов, он стал первооткрывателем многих звёзд советской эстрады этого периода. Осенью 1979 года вместе с Виктором Шульманом был одним из импресарио во время североамериканских гастролей своего племянника Владимира Высоцкого.
Вспоминает Сева Новгородцев:
" - Вам, успешному импресарио и автору, - убеждал я, - уезжать совершенно не нужно, вы даже не представляете, какие невидимые нити вы рвете, насколько это будет болезненно...
- Мне наплевать на себя, но сын! Сын вырастет в свободной стране, свободным человеком."
Говорят, что в конце жизни он подал прошение в советское посольство о возвращении домой, но разрешения так и не получил.
После его отъезда в США в середине 1970-х, который власти не могли ему простить, поступил запрет сверху на упоминание его имени, и советская цензура стала вымарывать его имя из уже изданных пластинок. Например, замена матрицы миньона «Песни советских композиторов» для исключения песни "Веточка рябины", переиздание пластинки «Песни Полада Бюль-Бюль оглы» для замены песни «Живые слова», альбомов «Самоцветов», Софии Ротару, серии «Всем, кто любит песню» и многих других…
АРКАДИЙ ХАСЛАВСКИЙ
В 1982 году появились жесткие правила, согласно которым каждый музыкант должен был иметь диплом об окончании музыкального училища. Руководитель ансамбля ВИА «Здравствуй, песня!» Аркадий Хаславский всеми правдами и неправдами пытался сохранить коллектив, за что поплатился четырьмя годами тюремного заключения в 1983 году.
В 1986 году Аркадий Хаславский досрочно выходит из "мест не столь отдалённых" и решает вернуться в свою группу, однако получает резкий отказ от Краснодарской филармонии: комиссия Росконцерта не приняла её и рекомендовала Краснодару прекратить проект ВИА «Здравствуй, песня!», т.к. он неотъемлемо связан с Хаславским. Впоследствии певец уезжает в Израиль на лечение, а после смерти жены - Галины Шевелевой - принимает решение остаться на ПМЖ в Израиле, и на какое-то время фольклор новой родины становится его "фирменным стилем"...
Аркадий Хаславский - Израильская застольная
Советские музыканты в эмиграции