Подготовлено по материалам видео-интервью, полная версия которого размещена в конце статьи
Роман Веселов – директор рекламного агентства RCM, интернет маркетолог, трекер предпринимателей, инструктор по цигун и медитации.
Роман рассказывает про свой опыт предпринимательства со школьных лет, затем путь наемника и создание своей компании. Прикольные истории про разные ситуации в бизнесе. Как с личным развитием изменялось отношение получаемой ценности клиентов бизнеса агентства. Почему Роман еще до карантина ушел на удаленную работу? Как за свой счет привлекаются клиенты в строительный бизнес и происходит упаковка клиента, с дальнейшим сопровождением.
И. Греднев: Роман, привет! Рад тебя видеть. Расскажи свою историю нашим зрителям.
Р. Веселов: Рад тебя видеть. О себе: мне 41 год. Я связан с рекламой, с маркетингом, с продажами почти всю свою сознательную жизнь. Но в целом все это объединено тем, что я предприниматель – по духу, по природе, по своей натуре. Для меня бизнес – это как игра. Если есть положительный коммерческий результат – мне уже интересно, поэтому опыт у меня разносторонний. Я налаживал коммуникацию с аудиторией для компании «МегаФон» в Чечне и Дагестане через Instagram, и с торговыми центрами работал на предмет повышения выручки от продаж рекламы, а также 8 лет управлял своим рекламным агентством. Мы занимались «традиционной» рекламой, делали «все для всех».
И. Греднев: Расскажи, как ты пришел в предпринимательство? Ты же, наверное, не сразу родился предпринимателем, а в школе чем-то другим увлекался и потом потихоньку стал на этот путь?
Р. Веселов: Да, когда меня спрашивали, кем я хочу быть (в раннем возрасте), то я говорил, что хочу быть трактористом широкого профиля!
И. Греднев: Аграрный край, как-никак!
Р. Веселов: Да, я жил в станице и от кого-то «опылился». Но уже лет в 8 у меня был первый опыт в продажах – я, наверное, взял это от своего отца, мой отец подал мне такой пример. Он что-то продавал и перепродавал. В те времена это не очень приветствовалось. Мне же это казалось чем-то интересным, задорным, азартным…
И. Греднев: Романтичным!
Р. Веселов: Да, романтичным! Может быть, даже в первую очередь. Отец мне как-то подарил блок жвачек – было время, когда вкладыши от жвачек ценились на вес золота среди детей. Так вот, я этот блок продал поштучно на переменах, заработал денег. Это был мой первый опыт в предпринимательстве.
И. Греднев: И тебя это сподвигло продолжить дальше активно зарабатывать, да?
Р. Веселов: Да, я поднял кэш, при этом я был в шоке. Я тогда что-то купил, по-моему, удочку. Потом был опыт, когда я в 14 лет придумал беспроигрышную лотерею на школьной ярмарке, собрал под это команду. Мы тогда заработали с товарищем на два мотоцикла.
И. Греднев: Ого! Круто!
Р. Веселов: Но все деньги забрала классная руководительница. Сказала, что лотерея благотворительная, и все деньги пойдут в фонд школы. Поэтому осадок после этого мероприятия остался смешанный, но чувство победы я помню. И лет через 10 человек, который сидел на кассе, пьяный, признался, что он немного «переполовинил» кассу.
И. Греднев: В общем, он единственный остался в выигрыше во всей этой ситуации, да?
Р. Веселов: Только он заработал.
И. Греднев: Так я про это и говорю! А потом, когда путь привел в серьезный бизнес?
Р. Веселов: Ты знаешь, потом было так, что я учился на философском факультете в Санкт-Петербурге. Это как раз был конец 90-х, время «челноков», активизировались рынки. И моя мама, которая была преподавателем музыки – она дирижер, ушла на рынок, как уходили тогда туда многие. Турция, поездки, мешки, таможни, история с Вешняками (кто знает – Вешняковский рынок). Я на каникулах тоже зарабатывал, это уже было больше похоже на какой-то серьезный бизнес, потому что доходы были больше. Но это все же не переросло во что-то более грандиозное, и я некоторое время страдал от того, что сначала я был «королем вокзала», у меня были разные торговые точки и неплохой оборот, а тут как-то сразу все куда-то делось. Я стал обзванивать разных работодателей, пытался устроиться директором. Меня спрашивали: «Что вы умеете?». На этом вопросе я впадал в ступор и думал: «Как что? Ну, наверное, все, я же молодец!». В итоге устроился продавцом фотоаппаратов в магазин. Продавал фотоаппараты, мыл витрины. Примерно полгода я так поработал и познакомился с ребятами, которые работали в сфере рекламы. Устроился менеджером по рекламе в рекламное агентство, выяснилось, что я все-таки хорошо продаю, выстраиваю отношения с клиентами. Затем, уже в другом агентстве, я дошел уже до позиции директора по развитию. Там я понял, что ситуация объективно стала такой, что у меня возник вопрос: зачем я делюсь с директором? Я руковожу отделом продаж, я привожу крупных клиентов. В какой-то момент я увидел, что директор тратит мои деньги, а не я получаю у него. Зарплату я не получал, только проценты и очень хорошо «раскачал» агентство. Мои личные продажи утроили обороты всего агентства, хотя помимо меня работали еще 6 продажников. Так я открыл свое рекламное агентство. Есть такое грубоватое выражение: «по залету». Можно сказать, что мы первый серьезный бизнес открыли «по залету». Я просто начал этим заниматься, пошли деньги, и я открыл агентство.
И. Греднев: Я скажу тебе так: для постсоветского пространства это типичная история. Люди случайно попадают в какую-то колею, у них что-то получается зарабатывать, и они очень активно развивают это направление, поскольку обладают предпринимательским мышлением, и дальше у них создается собственный бизнес. У меня точно также в середине 90-х возникла сеть магазинов. История была очень похожа на твою. А дальше?
Р. Веселов: Я «раскачал» агентство. Нас было человек 10 в штате и довольно много задействовано внештатно. Мы полностью взяли на управление рекламными возможностями крупный торговый центр. Задача была – поднять продажи, чтобы торговый центр зарабатывал больше от рекламных возможностей. И вот там уже мы, что называется, развернулись: задействовали все, что можно.
И. Греднев: В общем, продали все: и потолки, и двери, и туалетные кабинки, и краны?!
Р. Веселов: Был один человек, который никак себя не проявлял в команде, был инертный, тухлый – и он вдруг стал отлично продавать туалетные кабинки.
И. Греднев: Серьезно?
Р. Веселов: Да, было такое. Знаешь, сейчас есть сквозная аналитика, которая может показать, что, например, «по четвергам с этого креатива – конкретно с контекстной рекламы Наташа лучше всего конверсит с продаж». Это сквозная аналитика лида. В нашем случае было очевидно, что этот менеджер работает лучше всего с туалетными кабинами, и ей не нужно давать ничего другого.
И. Греднев: Супер! Расскажи еще какой-нибудь интересный момент с клиентами, с заказчиками – что-нибудь такое, прикольное.
Р. Веселов: Мы размещали рекламу банка «Хоум Кредит» по всему ЮФО. Задача была: в один день запустить рекламную кампанию в 100 населенных пунктах сразу (около сотни). Соответственно, это больше сотни подрядчиков в маленьких поселках, в городках. Как-то раз нам прислали договор, в котором при этом не хотели менять пункт о необъяснимых силах. Там было написано, что если вдруг необъяснимые силы вмешаются в процесс оказания услуг, то исполнитель снимает с себя любую ответственность. Видимо, подразумевались чуть ли не потусторонние силы.
И. Греднев: Я понял!
Р. Веселов: Люди по-своему восприняли возможные форс-мажоры. Таких моментов было очень много.
И. Греднев: Это как с подрядчиками, которые могли пересмотреть любые условия договора в свою сторону, верно?
Р. Веселов: Да, просто какие-то возможные совпадения принять за противодействующие силы и решить, что они теперь не смогут работать.
И. Греднев: Я понял. Ты, наверное, еще хотел рассказать, что с партнерами у тебя были какие-то интересные моменты?
Р. Веселов: Знаешь, если говорить о каких-то забавных ситуациях, то могу привести пример из ранней молодости, раннего хаотичного бизнеса в 90-х. Когда сейчас говорят про какие-то трудности, я всегда вспоминаю этот эпизод. Бизнес-модель была простая: нужно было в Харькове купить искусственные дубленки, а в Краснодаре продать. Летом, в июле и августе, был невероятный спрос на искусственные дубленки.
И. Греднев: Круто!
Р. Веселов: Только недавно возникла гипотеза, объясняющая такой спрос: в это время аграрии обычно продают лук и покупают все, что можно, чтобы деньги не пропали. В это время я ездил в плацкартных вагонах в Харьков, практически не отдыхая. По 2 – 2,5 раза в неделю я был в поездках. Билетов не было, поскольку все едут на море. Я ездил «зайцем» - то есть, в бизнес-модель были включены ощутимые взятки и дикие форс-мажоры.
И. Греднев: Жутко рискованная бизнес-модель у тебя была!
Р. Веселов: Да, рискованная, но и маржа 300%. Как-то мне попался проводник, который согласился меня везти, но он был первый раз в рейсе и очень боялся, что его накажут. И стресс он снимал не какими-то активными решениями, а просто алкоголем. В какой-то момент ему показалось, что идет облава, что сейчас его уличат. Тогда он надел на меня свой пиджак с проводницкими погонами и заставил залезть в одно, как ему показалось, безопасное место! В плацкартных вагонах в месте, где находится проводницкое купе, над бойлером, где люди кипяток набирают, есть сверху маленький люк. Он открыл этот люк и попросил меня залезть туда, чтобы спрятаться от облавы. Я там провел часа полтора – в пыли, на жаре! Это было очень необычно, я никогда там не ездил. На третьих полках – да, ездил, но чтобы так – ни разу.
И. Греднев: Я даже не знал, что там люк есть!
Р. Веселов: Да, и там есть промежуток между крышей и вагоном. Я даже задумался: а если случится катастрофа, пожар – в довершение к общей панике люди будут ломать голову: откуда еще и в этом месте взялся человек?!
И. Греднев: Ну, в общем, все обошлось, раз мы с тобой сейчас спокойно общаемся, верно?!
Р. Веселов: Когда я спустился оттуда, меня встретил какой-то сурового вида мужик, весь в шрамах и наколках, и предложил выпить пива. Я ему говорю: «Мы с тобой не знакомы, зачем ты мне предлагаешь выпить?». Он отвечает: «Поверь, я в жизни видел очень многое, но чтобы пассажиры ездили между вагоном и крышей – ни разу!».
И. Греднев: Да, я его очень хорошо понимаю!
Р. Веселов: Да, и в результате они с проводником выпили много пива. Когда мы приехали на станцию, где находилась таможня, проводник был уже не в силах открыть дверь. А дверь уже выносят, стучат громко! Я с этими дубленками прямо у него в купе (мы не успели их никуда разместить)! И вот я принимаю решение снять с него рубашку, одеть ее на себя и открыть дверь. Открываю – там пограничники с собаками и таможня. И – сразу на меня с наездом: почему дверь не открываешь?! У меня откуда-то в тот момент взялся ответ, что я туалеты закрывал. Этот ответ их устроил. Они вошли в проводницкую, видят проводника и спрашивают: что это?! Я говорю: «Это напарник спит, он в первой смене едет, очень устал, отдыхает. Лучше его не трогать». И тут они мне в глаза смотрит, и один из них спрашивает: «По Харькову была посадка?». А я сам еду из Харькова. Отвечаю: «Нет, по Харькову не было посадки». Они уходят, а один говорит: «В следующий раз быстрее туалеты закрывай!». Вот такой бизнес-кейс.
И. Греднев: Ну ты даешь! Ты прямо на уровне разведчика ездил за дубленками!
Р. Веселов: Да, но и маржа 300%!
И. Греднев: Я понял. А чем ты сейчас занимаешься, что тебя вдохновляет? И как ты вообще эти трудные времена переносишь, как к ним относишься?
Р. Веселов: Ты знаешь, сейчас я перешел от простой продажи рекламы к продаже результата. Было много ситуаций, когда клиенты приходили и не получали того, чего хотели просто потому, что я балансировал между интересами агентства (я, как директор, должен был сохранять норму прибыли, развивать агентство) и интересами клиента. Вынужден признать, что часто интересы клиента страдали, потому что мы не намеренно его обманывали ради выгоды, но не «погружались» достаточно глубоко и думали, что и так будет все нормально. В результате клиент не получал того, чего хотел. И постепенно у меня стал пропадать интерес к тому, чем мы занимались. Я заметил, что я реже хожу на работу. И когда в торговом центре, с которым мы работали, поменялось руководство, а мы потеряли на тот момент свои ключевые проекты, я полностью переформатировал агентство, научился делать и закупать трафик, вообще разбираться в Digital. С этого момента пошли digital-истории: мы работали с «МегаФоном», работали с «Теле2». Это уже больше было похоже не на digital-агентство, а на проектную работу. То есть, я подключаюсь к проекту, я собираю команду, мы делаем какой-то результат – с «МегаФоном» мы работали год, с «Теле2» полгода. Сейчас агентство переформатировано, как такового агентства больше нет. Есть два направления: 1) я придумал такую штуку: многие создают и продают какие-то лиды. У меня был опыт такой работы, мы продавали лиды, и я обратил внимание, что клиенты относятся к лидам очень безалаберно. Часто бывает, что у менеджера очень много звонков, и он уже «жирный», ему ничего не хочется, он может звонить через день и плохо обрабатывать заявку. Бывает наоборот: менеджер некомпетентен, ему нравится все время говорить клиенту «нет». Такой опыт тоже был. И меня это натолкнуло на мысль о том, что идея с продажей лидов – вообще performance-маркетинг здесь и сейчас (отреагировать на спрос и создать его, вызвав какую-то заинтересованность) работает, но в моем случае не сработал. В моем случае я понял, что нужно идти по пути «утепления» лида и использовать свои качества продажника, человеческие качества. Сейчас достаточно успешно начала работать такая история, когда мы за свой счет генерим трафик, создаем лиды, а потом уже передаем их клиенту «разогретыми». Это происходит в строительной нише. В строительной нише люди часто не умеют продавать вообще: они мыслят иначе, они ремесленники, но у них очень большие чеки. Между ними и их клиентами огромная пропасть. Их клиенты привыкли к хорошим ресторанам, привыкли летать Qatar Airways, например, или еще какими-то линиями класса Премиум. То есть, они привыкли к хорошему сервису и комфортному диалогу. У них понятие или планка адекватности очень высоки. Они часто списывают нормального человека в неадекваты просто потому, что они уже привыкли жить комфортно. Что сработало в моей истории: стать передаточным звеном между тем, кто очень хорошо делает, у него высокие чеки (может быть, свое производство) и клиентами, которые до него не доходят в силу того, во-первых, что они просто не могут договориться, а во-вторых, этот человек, который хорошо выполняет строительные работы, не в состоянии качественно организовать Интернет-маркетинг у себя в системе, в бизнесе. Он «ходит по граблям», нанимает Интернет-маркетологов, они не могут дать ему нужный результат, он делает поспешные выводы о том, что все это ерунда. И сейчас уникальность моей истории в том, что я вообще не «гружу» человека такими словами, как «конверсия» и «лид». Он меня воспринимает больше как прораба и переговорщика. Это сейчас начало работать. Есть такой интересный пример: заявка ценой в 157 рублей дала договор стоимость 3 000 000. Не скажу, откуда трафик, но сейчас это меня полностью устраивает.
И. Греднев: В общем, сейчас ты полностью переключился на Интернет-технологии, правильно я тебя понимаю?
Р. Веселов: Да.
И. Греднев: И тебе это нравится, ты сам лично воспринимаешь эти звонки, сам лично их обрабатываешь, а потом уже «упакованными» передаешь конкретно исполнителю и как готовый продукт уже даешь ему заказчика. Правильно я понимаю?
Р. Веселов: Да. И сопровождаю дальше, потому что часто бывает так, что на уровне переговоров исполнитель непроизвольно отталкивает клиента. То есть, я держу руку «на пульсе».
И. Греднев: Молодец какой! Ведь это, по сути, и внешний отдел продаж, и аутсорсинг продаж, и в то же время менеджмент продаж: ты сразу все эти функции на себя взял, я правильно понимаю?
Р. Веселов: Да. Я пошел в эту историю с тем убеждением, что предпринимателю, безусловно, нужно учиться, развиваться, но тут уже реальный заказчик, а не пустые разговоры.
И. Греднев: Услышал. А ценообразование ты сам для себя обеспечиваешь в зависимости от того, сколько ты зарабатываешь, или все-таки договариваешься со строительными подрядчиками о какой-то комиссии?
Р. Веселов: Сначала было так, что я хотел 10%, но в результате все пришло к тому, что это все-таки совместная работа. Там уже не 10%, там всегда какое-то уникальное сочетание. Я даю исполнителю заработать больше, но и у меня чуть больше, чем 10%. Но самое главное в этой истории (в частности, с исполнителем) – основная работа, помимо того, чтобы создать качественные заявки, заключается в том, чтобы найти этого исполнителя. Потому что в одной нише, в которой уже сейчас пошла работа, я перебрал больше 20 компаний, которые оказывают эти услуги, и даже пару раз отчаивался, думал, что пора уже искать другое направление.
И. Греднев: Если хочешь, поделюсь сейчас в прямом эфире своим опытом на эту тему.
Р. Веселов: Конечно, интересно.
И. Греднев: Я в 2014 году сделал сайт и хорошо его оптимизировал. У меня в месяц примерно поступало 100 – 150 звонков по строительной теме. Все: от строительства домов до гаража, копания ямы, установки забора, копания колодца – совершенно разносторонние шли звонки. Я даже сделал определенно «заточенные» статьи, но все равно люди видели, что профиль строительный, и шли со своими определенными запросами и т. д.
Я очень плотно искал подрядчиков. Размещал объявления на Авито, смотрел на других сайтах. Даже было так: едем по улице, смотрим – бригада строит дом или еще какие-то работы производит. Мы прямо к ним подходим с вопросом: «Ребята, вам работа нужна? Вот вам телефон». И дальше я всеми силами пытался как-то это укомплектовать. Скажу так: наверное, почти квартал (я параллельно и другой деятельностью занимался) я вел очень подробную таблицу данных в Excel, но потом я этот проект закрыл по одной простой причине: я не нашел ни одну вменяемую бригаду, с которой можно было бы работать. Ни одну! Я, честно говоря, думал остановиться на какой-то одной теме, например, только заборы делать, или только крыши и т.д. У меня в месяц в среднем выходило около 100 звонков, когда люди перезванивали и говорили: ну когда же вы подъедете? Видимо, я настолько в другом формате воспринимаю этот мир и общение (я тебя очень хорошо понимаю), что у меня желание пропало заниматься ролью посредника, я настолько разочаровался в этих строителях, что принял решение больше не иметь дела с этими подрядчиками. Я закрыл сайт, и после этого с 2014 года сколько раз я кому-либо рассказывал, мне говорят: да ну, такого не может быть. Или строители говорят: давай, продолжай. Я задаю несколько ключевых вопросов, они «плывут», я улыбаюсь и в это время говорю: «Вот, вы точно такие же, я бы с вами тоже не стал дело иметь!». Поэтому ты полностью прав в том, что это очень иной рынок (я имею в виду самих строителей, их исполнение и отношение). Я пообщался с пятьюдесятью крупными строительными компаниями: ни одна из тех, кто строит дома в Краснодаре, в том числе многоэтажные (двадцатиэтажные, например), не имеет диаграммы Ганта. Ни у кого нет менеджмента качества, настроек и т.д. Они настолько все делают «от фонаря» – я даже не побоюсь этого выражения – я даже не знаю, как они укладываются в какую-то себестоимость, как справляются с логистическими издержками, и как они строят что-то в срок. Про себестоимость вообще молчу. Что касается нормальной планируемой себестоимости – я даже не видел, чтобы кто-то это делал. И здесь речь о крупных компаниях, а что тогда говорить о простых?!
Это я сейчас вкратце поделился своим кейсом. Все мои попытки уже двадцатый год иногда со строителями просто разговаривать на тему того, что у меня есть возможность помочь им настроить менеджмент, бизнес-процессы приводят к тому, что в лучшем случае они кивают головой и говорят: «Да, да, когда-нибудь нам это будет интересно». Дальше они хватают по 3 – 5 объектов, вечно «косячат», постоянно всех подводят, не выполняют обязательства, и я ни разу не видел, чтобы они подписывали с кем-либо нормальные договора, даже выполняя работу на десятки миллионов. Если ты сможешь это как-то оцифровать, организовать с юридической точки зрения, с сервисной точки зрения, то это, я считаю, «голубой океан» на всем юге России. К тебе придут просто толпы клиентов. А потом ты будешь просто выстраивать этих строителей уже в любые рамки. Я тебе желаю от всей души, чтобы у тебя это получилось. Я понимаю, что это очень непростая задача. Я пришел для себя к выводу, что мне нужно просто брать на работу строителей любых специальностей, брать на работу нормальных топ-менеджеров и медленно, годами их всех учить нормально работать: от и до во всех процессах. Это как мы берем оператора, приводим его на рабочее место и говорим: вот – поля такие-то, рамки такие-то, этот документ сделан хорошо, а этот отлично. Ошибок быть не должно. Вот до таких деталей, как я считаю, нужно всю эту систему выстраивать. Этого никто не делает, вообще никто не делает: они все «многостаночники», они все во всем разбираются, слова им не скажи, они все такие умные, грамотные. А на самом деле постоянно думают только о том, как обмануть клиента. Практически со всеми, с кем я сталкивался, единственный приоритет – это рассказать одно, сделать другое и не выполнить свои обязательства. Я ни разу не видел полностью вменяемых адекватных бригад – от и до. Я видел какого-то одного специалиста: например, электрика, специалиста по тепловым коммуникациям – отличный человек, вопросов к нему нет. Но он один! С ним одним бизнес невозможно построить. И заказов у него огромное количество. Это речь о таком «узком» специалисте. Вот и получается, что нужно самому все это компоновать, распределять, еще и торговаться с исполнителями и т.д. Вот так я немного тебя погрузил в эту специфику!
Правильно ли я тебя понимаю, что на данную минуту этот кризис и сама ситуация на тебя не сильно повлияли? И ты спокойно смотришь на дальнейшую перспективу своей работы?
Р. Веселов: Да, абсолютно. Я подошел уже к сорокалетнему рубежу, когда человеку открываются какие-то вещи. Вот мне открылось то, что (хотя я знал давно эту идею) все в жизни есть выбор. И либо я реактивный и верно реагирую на разные глобальные стрессы в жизни общества, либо я все время смотрю новости, выискиваю какие-то связи и думаю: какой же я умный, пойду, расскажу всем, что я понял (хотя я не могу знать всех уравнений, которые решаются наверху). Я могу выбрать доверие к властям, я чувствую точку опоры в этом. Я решил, что лучше доверять. Это не круг моего влияния, я не могу позвонить куда-то и сказать: слушайте, вы какую-то ерунду придумали, давайте, я вам расскажу, как надо жить. А раз я не могу так сделать, повлиять, раз круг моего влияния уже, то нужно в нем действовать и думать, что в данный момент эта ситуация пойдет мне на пользу. Я так себя настроил. В принципе, я открывал рекламное агентство в 2008 году, когда все «посыпалось», был кризис. Я понял, что для микробизнеса эти огромные волны, огромные «качели» только «отмазка» для неудачников, потому что одного-двух клиентов можно взять даже при очень стрессовых для общества ситуациях. Так что, да, действительно, нынешнее положение дел мне не мешает. Я бы, конечно, работал активнее, но что-то всегда можно делать хотя бы по минимуму.
И. Греднев: Я понял. А как реагируют твои ближайшие знакомые? Что ты сам говоришь людям в последнее время о ближайших перспективах?
Р. Веселов: В каком ключе?
И. Греднев: По поводу той ситуации, которая сейчас происходит.
Р. Веселов: Я сталкиваюсь с разными видами паники и с разными видами антипаники. Например, один стремится купить как можно больше гречневой крупы и тебя вовлечь в это мероприятие. А другой говорит, что совершенно не понимает этих покупателей гречневой крупы. Это – антипаникер. Он тоже фиксируется на этой теме. Мои близкие бывают и в одном, и в другом состоянии. Возможно, я чего-то не замечаю, бывает, что сам погружаюсь в эти состояния. На самом деле, очень заметно, что мы стали больше времени проводить с близкими. Но эта ситуация тоже двоякая: кто-то шутит про то, что скоро начнутся массовые разводы, ЗАГСы будут перегружены.
И. Греднев: Ты об этом вообще не упомянул, но просто я тебя знаю лично. Твое занятие восточной философией, восточными единоборствами помогает тебе спокойнее смотреть на всю эту ситуацию?
Р. Веселов: Да, и на эту ситуацию в частности. Я нагружаю тело, делаю упражнения – у меня хобби цигун и ушу. Я даже с родственниками занимаюсь, они себя лучше чувствуют после тренировок.
И. Греднев: Молодец!
Р. Веселов: Когда я начинал этим заниматься, я замечал странную вещь: я ехал на тренировку резко, бодро, как джигит, а обратно возвращался, соблюдая правила и получая удовольствие от вечера и от вождения автомобиля. Сейчас тоже самое: взъерошенное состояние сменяется после сорокаминутной тренировки спокойно-энергичным. А бывает такое, что, как тебе кажется, у тебя вообще нет сил. Значит, нужно просто устать: я отжимаюсь, приседаю и, как правило, получаю силы.
И. Греднев: Я видел твои призывы в Facebook о совместных тренировках в парке. Скажу так: я всегда с огромным желанием думал присоединиться, но меня останавливала поездка через пробки, через весь город, у меня сразу все стремление сходило «на минус» и пропадало все желание. А ты пробовал это делать по Skype, или каким-то другим Интернет-каналам – через You Tube, через Instagram? Чтобы подключить к этому все свое окружение, своих друзей.
Р. Веселов: Нет, не пробовал, хотя мысли об этом были.
И. Греднев: Я недавно, грубо говоря, месяца два назад, сделал пост – девушка сделала ВКонтакте прямой эфир. Она как раз занимается подобными практиками: цигун и т.д. У нее очень красиво это получилось на природе. Я репостнул эту ссылку себе, написал, что давно мечтал заниматься этими практиками онлайн с кем-либо. Не поверишь – я получил сотни комментариев. Обычно 1 – 2 комментария от людей не дождешься. А тут люди перепостили себе, сказали: «Как это круто!», «Как это классно!». Даже те люди, про которых я давным-давно забыл, сказали: «Я себе тоже возьму на заметку!», «Какая молодец девушка!» и т.д. Это было месяца два назад. Я тебе даю подсказку, что ты, как мастер этого дела, сможешь организовать что-то подобное. По крайней мере, я в своей ленте в Facebook ни разу ни от кого этого не видел.
Р. Веселов: Спасибо за рекомендацию и за акцент. Для меня это ценная большая часть жизни, но я думаю, что это, наверное, слишком экзотично, чтобы активно вовлекать в это всех.
И. Греднев: Но я один из тех, кто готов присоединиться к тебе прямо в эфире! Это классная тема! У меня есть еще один знакомый – Александр. Я ему говорю уже недели две: «Давай проведем совместный эфир, пообщаемся. Ты расскажешь о своих занятиях йогой и айкидо. Давай попробуем!». Он отвечает: «Да, да, тема хорошая, надо собраться, надо подготовиться». Видно, что у него публичность вызывает некий дискомфорт. Ну, может быть, когда-нибудь он и решится. Ты, как человек, работающий со СМИ, с информацией, можешь эту культуру на юге России добавить и привнести. Тебе, думаю, это будет не так страшно, как ему, а он вообще не работает с digital -инструментами.
Р. Веселов: Ну, я же выступал на твоем форуме в Сочи, я же прошел самое страшное. Это был мой первый выход на такую аудиторию.
И. Греднев: Да, ты тогда нормально, спокойно все проговорил. Ты же видел: некоторые выступали и заикались намного больше, были гораздо более неуверенны в себе и нервничали. У тебя было все отлично.
Р. Веселов: Но и ты меня тогда здорово поддержал, спасибо.
И. Греднев: Ты видишь, я снова готов тебя поддержать.
Р. Веселов: Круто!
И. Греднев: На самом деле, сейчас у людей огромный запрос на здоровье, на психологию, на некое единение. У меня уже пару раз был разговор с психологами (здесь, в Skype-диалогах), и они говорят, что огромную роль сейчас играет стабилизация общества, к ним люди идут с большой охотой и с благодарностью общаются. Поэтому любые «фишки», любые моменты твоих занятий, как я считаю, будут полезны. Поэтому я невольно стал тебя агитировать и рекламировать, прости!
Р. Веселов: А для меня это мед! Мне приятно, что ты это так видишь. Значит, не ты один так думаешь.
И. Греднев: Однозначно! Я думаю, тебе достаточно будет сделать на эту тему пост, назначить какое-нибудь время прямого эфира, и появятся десятки желающих! По крайней мере, проверишь мои слова когда-нибудь.
Р. Веселов: Ну, даже тогда я выложил один пост, приходили люди, и мы занимались. С кем-то общаемся до сих пор.
И. Греднев: Да, я об этом и говорю, что это физически очень сложно, когда ты в другом районе города находишь желающих, взять и просто приехать к тебе. Смотри, я считаю, неплохо пообщались. Скажи несколько своих пожеланий всем обычным людям в конце эфира.
Р. Веселов: Да. Я недавно прочитал книгу Оскара Хартманна «Просто делай – делай просто!». Она очень отрезонировала с моим видением жизни. Я желаю всем тем, кто нас смотрит, тебе, мне – всем нам – поставить в приоритет действие. Я считаю, что очередной информационный курс, еще какая-то книга (это можно сравнить с тем, как человек разминается перед прыжком в холодную воду) заставят действовать перед принятием серьезных решений. Придется совершать ошибки. Действие (мы о нем много говорим в нашей жизни) очень оценено в СМИ, в социальных сетях много различных мотиваторов, демотиваторов и высказываний на эту тему. Но все равно это пустые слова. Я желаю совершать как можно больше простых действий, и они неизбежно повлекут за собой ошибки. Поэтому я еще желаю больше толерантности и терпения к ошибкам – своим и чужим. По-моему, когда мы не терпим ошибки, мы создаем своего рода блок – и других осуждаем за ошибку, и себя. Действовать и не бояться ошибаться. Ошибся – обсмеять это как угодно. Жизнь дает нам шанс и попытки каждый день воспринимать их с благодарностью и делать не как кто-то, не лучше кого-то, а так, как получается у тебя и лучше, чем у самого себя. Нужно поставить это в приоритет, держать на этом фокус. Уверен, что любая, даже самая тяжелая ситуация может измениться в лучшую сторону до неузнаваемости.
Подписывайтесь на мой канал (Путь партнерства, инвестиций), обращайтесь в личку в социальных сетях с вопросами и предложениями.
Интересно Ваше мнение по этой статье - пишите в комментариях.
Не забывайте ставить лайки, при условии, что статья понравилась.
#илья греднев #skype-диалоги #Роман веселов #предпринимательство #продажа строительных услуг