Найти тему
ПАНТОГРАФ

Первая детская железная дорога в Сталино (Донецк) - не то поезд, не то трамвай

В современном Донецке существует детская железная дорога с традиционным подвижным составом тепловозами ТУ2 и пассажирскими вагонами ПВ40, она была открыта в 1972 году. Однако, это была не первая детская магистраль в городе, до нее существовала в Центральном парке культуры и отдыха имени А. Щербакова детская железная дорога имени Кирова. Она была особенной, дорога была электрифицирована, а подвижной состав на ней более походил на трамвайный.

Станция "Счастливое детство", 1937 год, фотограф С. Шиманский
Станция "Счастливое детство", 1937 год, фотограф С. Шиманский

Первая детская железная дорога в Донецке была открыта 24 ноября 1936 года. Она носила полное название Малая Южно-Донецкая железная дорога имени С.М. Кирова. Ее протяженность составляла порядка одного-полтора километра.

В салоне трамвая
В салоне трамвая

Инициаторами появления детской железной дороги в городе были пионеры отряда им. Тельмана школы номер 3, которые написали письмо в обком и горком партии, в котором вышли с предложением построить детскую железную дорогу в городе. Партийные органы поддержали идею пионерской организации. Средства на строительство были выделены горсоветом, облпрофсоветом, рядом организаций города. Детскую железную дорогу помогали строить предприятия города, так местными железнодорожниками были предоставлены рельсы, шпалы, стрелочные переводы и другие составляющие, необходимые для постройки путей. Завод «Стальмост» построил мост, завод им. Сталина построил здание вокзала. Обустройство контактной сети не обошлось без помощи союзных органов власти, так имеется информация, что заместитель наркома тяжелой промышленности СССР Моисей Рухимович дал секретное распоряжение о «занарядить с поставкой в декабре для Донецкого обкома КП(б)У для детского трамвая в Сталино 2 000 кг троллей за счет уменьшения поставок Главэнергопрому». Работники трамвайного парка передали восстановленный трамвайный вагон.

Детская железная дорога, кольцо, фото Н. Алферов
Детская железная дорога, кольцо, фото Н. Алферов

Железная дорога имела две станции - «Орленок» и «Счастливое детство». Главной станцией была «Счастливое детство», где были касса, зал ожидания, буфет, а также располагались помещения для дежурного, диспетчера, начальника дороги. Возле станции «Счастливое детство» сделали разворотное кольцо впоследствии названное как пост «Октябренок», на второй конечной станции был сооружен обгонный путь. Имеется информация, что на линии имелся как минимум один разъезд. В качестве подвижного состава использовался восстановленный старый трамвайный вагон системы «Нюрнберг», который оборудовали 36 мягким креслами. Первое время электрифицированная детская железная дорога питалась от трамвайной подстанции, но вскоре после открытия была достроена отдельная подстанция.

Фото Л. Шлапобергский
Фото Л. Шлапобергский

В начале 40-х годов прошлого века планировалось расширение дороги. В частности в дополнению к трамваю был выделен паровоз, заказаны 5 пассажирских вагонов. Протяженность дороги должна была увеличиться, планировалось построить 4 км новых путей. При этом на дороге планировалась смешанная тяга: паровая и электрическая.

С началом Великой Отечественной войны летом 1941 года дорога была закрыта. Она получила сильные разрушения во время боевых действий и больше не восстанавливалась. Открытая в 1972 году, детская железная дорога в Донецке была проложена по иному маршруту и не имела никакого отношения к той первой дороге в Сталино.

Канал «ПАНТОГРАФ», использована информация с сайта ГП «ДЖД». Фото с открытого доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме транспорта:

Каменный паровоз в Туле

Железнодорожное Закарпаття - 2011

Ужгородская детская железная дорога

-5