Воздушно-десантные войска отжили свой век еще во вторую мировую войну, полностью раскрыв свою неэффективность и бесполезность. Напрасно их так интенсивно готовили к массовым заброскам в тридцатые годы, - в конечном счете, их использовали так же, как и простую пехоту.
Казалось бы, странный вопрос. Нам периодически рассказывают, что ВДВ это гордость и краса Вооруженных Сил России. Многочисленные боевые соединения способные решить малыми силами и малой кровью практически любые боевые задачи. Звучит красиво.
А если всерьёз ?
Давайте рассудим логически. Для чего нужны воздушно-десантные войска? Для агрессивной войны на чужой территории. Причём против заведомо слабейшего противника, т.к. одним из основных тактических условий применения ВДВ является полное отсутствие у противника каких либо существенных сил ПВО, как наземных, так и истребительной авиации.
Ведь мало выбросить в тыл к противнику целую дивизию, её ещё нужно снабжать. История показывает, что практика применения этого, крайне специфичного, рода войск редко была успешной.
Немного истории.
Первыми это испытали на себе десантники вермахта в сражении за о.Крит, которое происходило в мае 1941 года. Целью операции было уничтожение британского гарнизона на острове для установления стратегического контроля над Средиземноморским бассейном. Какими же были итоги Критского десанта, одной из крупнейших операций десантных войск?
Да, Немцам удалось выполнить задуманную их верховным командованием задачу, но ее выполнение досталась немцам дорогой ценой: 3022 убитых в 7-й дивизии и Штурмовом полку, 652 убитых в 5-й дивизии и 126 убитых из воздушной поддержки. Кроме них 3400 раненых. Из 520 транспортных самолетов Ю52 в строю осталось только 185 единиц. После завершения операции 7-ю дивизию отправили на переформирование, т.к. она полностью потеряла свою боеспособность.
Потери, понесенные немецкими десантниками были такими тяжёлыми, что Фюрер лично запретил проводить крупномасштабные десанты. В одном из своих разговоров с Куртом Штудентом, создателем немецких десантных войск, Фюрер сказал: "Крит показал, что дни парашютистов закончились". В результате элитные войска оказались не у дел, и до конца войны сражались в качестве отборной пехоты.
ВДВ в СССР
В СССР, ВДВ были созданы первыми в мировой военной истории, так, за всю войну, советским командованием было применено более 40 воздушных десантов, в основном, тактического значения. Оперативное значение имели: воздушный десант в составе 4-го воздушно-десантного корпуса в районе Вязьмы зимой 1942 года и выброска 3-й и 5-й воздушно-десантных бригад в районе Канева при форсировании Днепра в сентябре — октябре 1943 года.
Обе операции завершились с большими потерями, цели десанта достигнуты не были. Советский маршал Воронов, вспоминая войну, писал в своих мемуарах: "С большим сожалением нужно сказать, что мы, пионеры воздушного десанта, не имели разумных планов его использования". Вяземская и другие операции показали, что шансы на успех при высадке в тылу врага имеют только небольшие диверсионные подразделения. Чем крупнее десант, тем труднее ему решать оперативно-тактические задачи. Вероятно в связи с этими неудачами еще летом 1942 года десять воздушно-десантных корпусов были преобразованы в гвардейские стрелковые дивизии.
Проведение Днепровской воздушно-десантной операции было очень негативно оценено даже самим И. В. Сталиным, и он своим приказом оставшиеся полторы воздушно-десантные бригады изъял из подчинения Воронежского фронта и перевел в резерв Ставки.
Что там у США ?
Самая крупная операция воздушно-десантных войск за всю их историю путем десантирования при помощи парашютов и на планерах была проведена англо-американскими силами в сентябре 1944г. Так называемая голландская воздушно-десантная операция «Маркет Гарден». Потери составили 3542 убитыми и пропавшими без вести. То есть потери союзников практически сопоставимы с потерями немцев на о.Крит, правда количество войск у англо-американцев было гораздо больше. И в отличии от десантной операции немцев, цели столь масштабного десанта союзников достигнуты не были, так как 1-я британская воздушно-десантная дивизия была не способна захватить и удержать мосты около голландского города Арнем. В итоге большая часть сил этой воздушно-десантной дивизии англичан была захвачена немцами в плен.
Голландская воздушно-десантная операция стала самой масштабной воздушно-десантной операцией в мире. Главной целью операции был захват и удержание стратегически важных мостов через главные водные преграды на территории оккупированной фашистскими войсками южной Голландии.
Всего на проведение Голландской воздушно-десантной операции привлекалось 34 600 десантников, (20 011 было высажено парашютным способом). На проведение операции привлекалась большое количество военно-транспортной авиации: 1438 самолетов, 321 переоборудованный бомбардировщик и 2160 планеров.
Таким образом, вторая мировая показала, что массовое применение соединений ВДВ при проведении боевых операций методом десантирования личного состава на парашютах и планерах явились крайне неудачными операциями, которые в итоге привели к большим потерям как в людях, так и в авиационной технике. Одну из последних боевых операций с массовой высадкой парашютного десанта провели французские воздушно-десантные войска в войне в Индо-Китае в 1954г. под Дьенбьенфу, которая также закончилась неудачей.
Итоги.
После всего сказанного всплывает закономерный вопрос. А для чего вообще нужны воздушно-десантные войска? Для использования их, прежде всего, в войне агрессивной: так как долго находится в тылу противника невозможно, десант должен как можно скорее соединиться со своими войсками. То есть осуществлять крупные десантные операции можно только в ходе общего стратегического наступления своих войск, в расчёте на быстрейшее соединение со своими наступающими силами.
О необходимости абсолютного господства в воздухе для осуществления воздушно-десантных операций и говорить не нужно.
Зачем такие соединения России?
Массовые десантные операции в современном мире невозможны в принципе. Выбросить несколько тысяч человек в тыл к противнику принципиально возможно, а вот как их там снабжать и как их потом оттуда вытащить, задача адекватного решения на настоящий момент не имеющая. Или не слишком то оно и нужно ?
Я не говорю уже о том, что за прошедшие 20 лет возможности ПВО возросли так, что большая часть самолётов-транспортников ВДВ будет попросту уничтожена задолго до входа в зону выброски в тыл противника. Техника, стоящая на вооружении ВДВ тоже совершенно не соответствует уровню современных угроз. А если увеличивать её огневые возможности и защищённость, то она становится не авиа транспортабельной, либо жутко дорогой.
В итоге мы получаем, что наши ВДВ не могут выполнять функции на них возложенные.
Даже теоретически, они не соответствуют нынешнему уровню стоящих перед ними задач, не говоря уже о будущих. Суть в том, что они не смогут выполнить даже задачи на уровне 80-х, снизилась численность частей, их выучка и оснащённость техникой.
В результате части ВДВ в реальности используются как угодно, только не в качестве ВДВ. Их бросают на участки прорыва, либо как затчки угрожаемых участков в обороне, пускай эти задачи выполняются эффективно, но это не относится к функциям ВДВ.
ВДВ по определению это лёгкая высоко-мобильная гвардейская пехота, обладающая уникальным набором навыков, сильно отличающихся от любого другого пехотного соединения. Уровень оснащённости их техникой всегда ниже, чем у средней сухопутной части, не говоря уже о наличии тяжёлого вооружения. И уж совсем они не соответствуют современным критериям штурмовой пехоты.
Но военачальники продолжают упорно использовать ВДВ в качестве чисто сухопутной пехоты, лишь изредка используемой в операциях с посадочным (вертолётом) десантированием малыми группами. Т.е. в тех задачах, которые с большей эффективностью могла бы решить и существующая основная пехота.