Найти тему
Ия От

Хатха йога. Основы, которые нужно знать! Часть 2

Оглавление

Когда что-то распространяется в разных частях света, это не может не набирать обороты, и особенно в 1800-х годах, акробатика, гимнастика и позы йоги действительно выглядят почти одинаково. Я полагаю, что единственной разницей могло быть намерение, стоящее за тренировками; либо для трансцендентности, либо для сокровищ.

Влияния бодибилдинга и даже европейской гимнастики стали сливаться с первоначальными аскетическими практиками, и вскоре Хатха-йога стала последовательной и преподавалась более многочисленным группам людей. Окончательно она вошла в западное сознание, когда Вивекананда посетила США в конце 1800-х годов, а первое физическое "выступление" йоги украсило Великобританию в 1893 году.

Важно понимать, что изменения, эволюция и "изобретение" внутри практик Хатха-йоги происходили не только на Западе (мы не испортили йогу), но и по всему Востоку. Персия и другие части Ближнего Востока также практиковали формы Хатха-йоги. Она составляла часть суфизма, концентрируясь больше на сложных позициях, предназначенных для того, чтобы привести к медитативным практикам.

Эволюция Хатха-йоги

Один из давних аргументов ученых и академиков в мире йоги заключается в том, что йога сама по себе начиналась.

5000 лет назад была обнаружена печать пашупати, на которой изображена фигура, сидящая в том, что кажется похожим на падмасану (позу лотоса). Многие считают, что это символизирует происхождение асан и практики йоги, и что на ней даже изображен Господь Шива.

Другие не согласны с этим и оспаривают, что хотя резьба по камню действительно датируется 2350-2000 гг. до н.э., нет ни записанной истории, ни чего-либо, доказывающего, что йога существовала в течение целых 1500 лет после этого. Другие думают, что вырезанная фигура - это бог евразийского дерева или даже богиня. Следующее открытие йоги после печати Пашупати было в древнем тексте "Атарва Веда". Это открытие позволяет предположить, что йога существовала только в 1000 году до нашей эры.

Сколько бы ни было самой йоги, практика Хатха-йоги и сопровождающие ее асаны также являются предметом продолжительных споров. Крис Томпкинс - с тремя степенями в религии и санскритом, который читает лекции и ведет курсы о йоге - учит, что практика Хатха-йоги Сурянамаскар (приветствие Солнцу) берет свое начало в древних ведических текстах и практиковалась йогами. Эти тексты датируются 1700 годом до н.э., но другие, такие как Маллинсон и Синглтон, утверждают, что до 20-го века йогой занимались только аскеты.

Какой бы взгляд на йогу вы ни выбрали, нельзя отрицать ту быструю скорость, с которой Хатха-йога развивалась, морфировалась и адаптировалась с течением времени.

От погребения заживо, практики сложных схем дыхания и декларирования мантр в религиозных, ритуальных и жертвенных целях, сейчас мы находимся в гораздо более удобном и безопасном варианте Хатха-йоги в современном мире.

Многие из поз, которые мы видим сегодня, не существовали до взрыва популярной йоги в течение последних 50 лет. Древние асаны были не просто позами, а мудрами - предназначенными для запечатывания и направления энергии внутри тела.

Шавасана изначально задумывалась как способ практиковать глубокую и эзотерическую визуализацию и поощрять тонкие энергетические изменения, выходя далеко за пределы всего лишь пяти минут релаксации в конце потного занятия (хотя, конечно, релаксация очень полезна в оживленном современном мире!).

Считается, что сидячий поворот, изображенный на картинке - Ардха Мацьендрасана (наполовину повелитель рыб) - родился из образа древнего натх-йога и аскетичного Мацьендрасана, которого можно увидеть сидящим в витой позе на вершине рыбы.

Стойка на голове изначально называлась Капаласана, однако название исчезло на сотни лет и вновь появилось как Сирсасана.

Известный текст о Хатха-йоге - Хатха-йога Прадипика - можно считать почти антологией многих хатха-текстов, объединенных вместе. Она включает пятнадцать основных положений, семь из которых сидячие и восемь не сидячие, а также слияние дополнительных положений, всего 84 асаны.

Впервые мы знаем, что асаны переосмысляются как нечто иное, чем сидячее положение для медитации. В конце концов, слово "асана" означает "место", в частности, место для медитации.

84 - это число, используемое снова и снова в духовных практиках, представляющее собой связь между индивидуальным практикующим и Вселенной.

От одной известной асаны в 13 веке, до 84 священных поз, до 112 в 18 и 19 веках, в настоящее время мы имеем множество поз, от самых нежных и восстанавливающих, до самых сложных и похожих на крендель.

Создание изменений

В то время как истоки и практики многих аспектов йоги и Хатха-йоги все еще остаются окутанными тайной, ясно одно: практики Хатха-йоги - асаны, пранаямы, мудры и техники мантры, на которые многие из нас посвящают время, - создают изменения. Это то, для чего они всегда предназначались.

Они могут изменить то, что мы чувствуем не только физически, но и психически и эмоционально. Они могут усилить ощущение счастья и благополучия, помочь избавиться от печали и скорби, а также способствовать расслаблению и динамизму. Хотя не все мы можем стать подвижниками и отказаться от мирской ответственности в пользу практики йоги, мы можем использовать нашу практику йоги, чтобы стать более связанными, жизненно важными и вовлеченными в мир, в котором мы живем.