На моей одной из предыдущих работ было два директора-собственника. Как полицейские - хороший и плохой. Сегодня я расскажу про хорошего и о том, что вышло из его жизненной философии.
А философия его, представлявшая собой мешанину из выдержек из буддизма, христианства и разных околонаучных современных исследований души и мозга, в значительной мере определяла его стиль руководства. Откуда-то он вычитал, что существует особый японский стиль управления компанией. Суть его в том, что не человек подбирается на место, а должность создается под имеющегося человека. То есть вот есть человек, например повар-кондитер, - надо создать ему должность в небольшой компании по продаже домашней одежды. Примерно так. Не всегда его фантазия вписывалась в реалии бизнеса - тогда он стремился создать должность какого-нибудь ассистента и нужного человека приставлял в подмастерья к успешному специалисту.
Свои пожелания и принципы он распространял и на другие компании, благо знакомых везде было у него полно, начиная с маленького книжного магазина и заканчивая заводом по производству пластиковых труб. Поэтому если уж никак было не пристроить кого-то в собственную компанию, то он обзванивал всех знакомых, добивался собеседований и направлял своего протеже "пока что просто поговорить".
Откуда он брал своих протеже? Почему так активно участвовал в их судьбе? Как не трудно догадаться, сначала это были его родственники, потом - друзья и хорошие знакомые. Сам он приехал из маленького сибирского поселка и почти половину этого поселка со временем переселил поближе к себе, нашел жилье, работу и очень этим гордился. Неважно, что у них не было опыта, образования, навыков работы, они были хорошими людьми по его рекомендации, а хороший человек пропасть не может. Одного хорошего молодого человека после училища, где он получил профессию автомеханика, директор отправил к знакомым в банк из расчета на должность операциониста. Племянницу своего троюродного брата, хорошую девушку, только окончившую школу, взял помощницей начальника отдела продаж, - пусть учится на месте, нечего 5 лет сидеть в институте. А еще один молодой человек стал замом финдиректора, потому что подумывал о том, чтоб когда-нибудь займется продажей акций. Он хороший человек, помогает родителям, не ходит по сомнительным заведениям, а иногда даже бывает в театре - почему бы ему не дать хорошую должность?
Конечно, не все друзья-знакомые жаждали взять на работу неквалифицированных хороших людей. Кто-то изыскивал причины для отказа, но так, чтоб сохранить полезное знакомство с директором, - тогда он бросал все силы на поиск новой работы, бегал, звонил, договаривался. А хороший человек отдыхал спокойно и ждал манны небесной, не переживая ни о чем, ведь рано или поздно все найдется.
Директор сам, безусловно, понимал, что не все дотягивают до нужного уровня. Но его неистребимая вера в хороших людей толкала его вперед, а энергичность позволяла добиваться результатов. Причем он знал, что есть и другие люди, не входящие в когорту хороших. Это остальные - те, что не родственники, не соседи, не друзья и не друзья друзей. К ним он был достаточно равнодушен.
Но не все хорошие люди вели себя хорошо на работе. Многие быстро наглели и почти не работали, приходя на работу пообщаться и получить зарплату. Но даже когда эта информация доходила до директора, то он сам ласково говорил с провинившимся, похлопывал по плечу и брал обещание больше так не делать. Вполне понятно, что ничего не менялось. Когда хороший человек уже начинал наносить реальный ущерб, то тогда ему подыскивалось место в дружественной компании, и всем было хорошо.
А как на это все реагировал второй директор, я напишу в следующей статье.