Сегодня хочется обсудить интервью Алены Долецкой в ее проекте «Решайся» с художественным руководителем театра на Малой Бронной -- Константином Богомоловым, супругом Ксении Собчак (видео с интервью здесь: https://youtu.be/5NT-Mi67Ecc).
Алена Долецкая начала свое интервью с вопроса, чему Константин научился у отца. Богомолов отметил, что в первую очередь, научился у своего папы доброте, затем -- страстности, потому что при внешнем покое, основательности и предельной сдержанности, папа в каких-то вещах невероятно яростный: если что-то считает правильным, то теряет всякий покой и стабильность и становится абсолютным эмоциональным ребенком, который краснеет, вступает в бессмысленный спор, пытаясь доказать что-то.
Алена отмечает, что никогда не видела, чтоб Константин краснел. На что Богомолов ответил, что его очень легко сбить, т.к. он очень эмоциональный и яростный, что ему всегда мешало: «Я никогда не умел сделать так, чтобы какая-то вещь, которая меня задевает …чтобы ее пропустить».
Константин может в ярости хлопнуть дверью. Так, по его словам, он ушел в свое время из МХАТа, где он был «в шоколаде», и в некоем эмоциональном порыве бросил заявление на стол, собрал вещи из кабинета, бросил ключи на стол и ушел. Богомолов не жалеет об этом: «Честное проявление -- оно делает тебя здоровым, нечестное проявление -- оно наносит тебе какой-то вред и какой-то ущерб внутренний. Пускай даже в результате честного проявления ты потеряешь в каких-то там материальных возможностях, в каких-то карьерных возможностях. Все равно, это -- глобально для твоей личности и даст навар, большой».
Да, в какой-то момент Константин жалел, что ушел из МХАТа: когда он проснулся как-то утром, то рыдал от осознания этого. С другой стороны, спустя годы он осознал, что в этом не было компромисса. «Значит, я не приучиваюсь к компромиссам», -- отметил Богомолов, подчеркнув, что это очень важно для творчества.
«Но ты как-то сам сказал, что каждая твоя минута и есть компромисс», -- возразила Долецкая. На что Константин отметил, что он слишком страстный человек, чтобы считать, что жизнь и окружающий мир совершенны. «Само существование для человека мыслящего это компромисс. Бескомпромиссна смерть», -- заключил Константин.
Мерилом успеха в театральной постановке для Константина является некое преодоление. Преодоление сопротивления -- это когда коммерческий успех получает странный, дикий, экспериментальный проект, который не должен зайти в широкие массы, а он вдруг вызывает всплеск интереса у зрителя. Или безумная идея, которая реализована на крутой академической сцене. Так постановка «Идеальный муж», «Карамазовы» для Богомолова -- это был успех, а спектакль«Князь» в Ленкоме по «Идиоту» -- это его достижение, в чем существует большая разница.
Константин уточняет, что для него успех -- это внешнее, а достижение -- это личное. Алена отмечает, что в этих спектаклях успех базировался на провокации на разных уровнях -- словесной, филологической, постановочной, в общем, разного уровня. Константин отмечает, что для него провокация -- это осознанная игра, маркетинговая стратегия, в которой есть проявление интереса к жизни: «Часто провокация осуществляется не потому, что я так мыслю, а потому что мне хочется растормошить». Алена вспоминает, что когда с его постановки «Идеальный муж» 20 человек встали и ушли, Богомолов говорил, что это --отлично, уходят -- прекрасно, т.к. это входит в его цели. Константин подтвердил, что идет на плутовской конфликт с этими людьми, который он выиграет со временем: «Когда люди думают, что ты рискуешь -- они очень покупают тебя, поэтому я продаю риск». Как отмечает Богомолов, риск может быть подкреплен глупостью «на авось», а может быть подкреплен абсолютной уверенностью, что «я правлю этим миром» или что «моя воля есть часть правильных потоков этой жизни». Как считает Богомолов, люди, которые рискуют и выигрывают -- лотерейщики, к которым сам себя он не относит, т.к. считает, что ловит какую-то правильную энергию, которую другие еще не чувствуют.
Союз с властью риск, необходимость или возможность? Богомолов считает, что местами и необходимость, и возможность, и риск. Для Константина -- это возможности действий, возможность продвигать то, что он считает ценным, правильным, интересным, сложным, необходимым, то, что он ценит. Одновременно, конечно, это и зона риска - потерять какие-то правильные ориентиры (эстетические), испугаться потерять, что приобрел.
О свадьбе с Ксенией Собчак. Алена поинтересовалась, для чего в приглашении на свадьбу Константина и Ксении была строчка «Если вместо подарка молодым вы пожелаете перевести деньги в помощь старикам и животным, убедительная просьба не делать этого!». На что Константин отметил, что это был своего рода троллинг, издевательство раздражающего момента всеобщей хорошести. Богомолов уточнил, что у него сложное и странное ощущение от благотворительного бизнеса. Алена призналась, что ее эта фраза «резанула», потому что ей не нравится, когда дают ценные указания, на ее взгляд, это была несмешная шутка, «дешевое стебалово». Она понимала, что Константин режиссировал свадьбу, и по ее мнению, 99% людей, которые были приглашены на свадьбу, ждали спектакля от Богомолова. Но шутка не зашла… На что Богомолов, пожимая плечами, ответил: «Ради Бога, не зашла так не зашла». Он пояснил, что для него -- это был один из счастливейших дней, уточнив, что в торжестве были какие-то точки, в которых они что-то придумали для гостей, но дальше они проживали этот день в каком-то невероятном и диком ощущении счастья. Богомолов поделился, что после торжества он встречал много незнакомых людей, которые подходили в кафе, ресторанах, на улице и говорили, как это было круто и здорово.
«А развод бы ты также режиссировал?» -- поинтересовалась Алена. На что Константин мило ответил: «Не знаю. Ничего нельзя сделать, если нет какого-то драйва».
Про эпизоды в своих постановках, которые кому-то делают больно. Богомолов пояснил, что та боль, которую он вызывает у определенной группы людей в своих постановках -- это боль, которая делается с любовью. "Когда я чувствую, что что-то правильно, я все смету на своем пути, чтобы это случилось», -- так закончил этот откровенный разговор Константин.
Рекомендую каждому посмотреть это интервью. Меня поразил этот человек, который не занимает, как сейчас принято, каких-то резких крайних позиций, пытаясь "казаться", а не "быть" в наших глазах. Я бы сказала, что он лавирует, как присуще каждому человеку, и не боится показать свою слабость, что без сомнения завораживает.