Вчера раздался звонок по телефону. Наиважнейший.
Звонили из департамента государственной поддержки искусства.
"Мы располагаемся в Москве", - солидно сообщил голос в трубке.
Я сразу подумал: "Приятно. Неужели меня стали считать важной театральной личностью, раз дозваниваются из столь весомого государственного органа?"
Но голос тут же спустил меня с небес на землю и сообщил, что они проводят опрос среди всего народонаселения и убедительно просят ответить на ряд вопросов, ответы на которые очень помогут развитию театрального дела в России.
Скажу честно, сначала я испытал серьёзное сожаление от того, что им всё равно кого опрашивать. Что мой номер телефона лишь случайно подвернулся под руку. Внутренний голос в этот момент подмывал меня крикнуть прямо в трубку: "Дорогие мои представители департамента, любимые чиновники, являясь актёром и режиссёром, я и есть нужный вам человек; я человек, что называется "в теме". Спрашивайте! Я всё расскажу. Ничего не утаю из того, что знаю не понаслышке, а из собственного большого опыта..."
Конечно, я не крикнул. Не выдал себя. Стал ждать удобного случая, когда в предстоящем долгом опросе найдётся-таки возможность об этом упомянуть. Я уже отчётливо представлял себе их будущую неподдельную радость, - ведь именно от общения с практикующими деятелями театра как раз и можно улучшить его деятельность.
В общем, я согласился ответить на многочисленные вопросы. Всё равно стою в "пробке", времени навалом, да к тому же помочь развитию театрального искусства родной страны я всегда считал делом первостепенной важности.
Одного только я опасался - оказаться профаном. Зная что в подобных социальных опросах темы могут быть очень разнообразны, я опасался дать какой-то неуверенный или же не точный ответ. Да потому, что от моего ответа может быть зависит вообще всё театральное дело. Не случайно ведь задействованы вон какие институты. Целые департаменты. Огромные деньги, небось, выделены для звонков зрителям, для последующего их анализа, для систематизации и дальнейшего претворения в жизнь наших пожеланий.
А что, если я ляпну что-нибудь из-за неосведомлённости? Ведь им, наверняка, важны разные аспекты? И те, в которых я могу оказаться несостоятельным? Ко мне ведь обратились с наиважнейшим заданием.
Первый вопрос меня обнадёжил, и я даже обрадовался, что легко с ним справился:
"Какие театры Петербурга вы обычно посещаете?"
Я стал перечислять. После третьего названия меня остановили и сказали, что этого вполне достаточно.
Второй вопрос был таким же несложным:
"В какой части зала вы предпочитаете сидеть? В партере, на балконе или же в амфитеатре? И если в партере, то в какой именно зоне?
Тут я несколько задумался и попытался представить себе человека, который не предпочитал бы сидеть в центре партера. Я дал свой ответ.
Тестирование набирало свой темп, и мои ответы явно нравились представителям департамента государственной поддержки искусства.
Очередной вопрос логично вытекал из предыдущего:
"Какую максимальную сумму я готов отдать за билет в театр?"
В моём мозгу началась более усердная деятельность. В одно мгновение я вспомнил все спектакли, разочаровавшие меня за последнее время. И припомнил парочку не разочаровавших. В душе завязалась борьба, так как за плохие спектакли я не дал бы и рубля, а за хорошие дал бы значительную сумму. Через какое-то время мой мозг логично всё скалькулировал и вывел усреднённое число. Это число я и назвал.
Кто-то на том конце виртуального провода удовлетворённо что-то буркнул, поблагодарил меня за прохождение теста и повесил трубку.
Долго... долго я сидел, не желая верить в то, что наш разговор окончен.
Сначала не хотел верить в то, что всё, что интересовало представителей департамента искусств было связано только с финансовой стороной дела. Потом не хотел верить в то, что количество неразрешённых, актуальных для театра вопросов в тесте ограничивается лишь тремя. После чего пришло полнейшее уныние от того, что ведь кто-то в руководстве страны, в министерствах на подобный глупейший опрос выделяет огромные суммы денег. При этом этот кто-то в структурах министерств свято верит, что, действительно, занимается вопросами культуры. Всё усугубилось моей разыгравшейся фантазией и представлением какое количество спектаклей можно было бы поставить на эти, выделенные на опрос деньги!
В конечном итоге, на меня опустилось тихое, унылое и бездвижное отчаяние. Отчаяние от того, что ничего-то я лично не могу пока с этим сделать!
Разве что вот только эти строчки написать и выложить...
Ничегошеньки не меняется, друзья мои театральные, в дремучем чиновничьем мракобесии.
Вот так печально подумалось мне, а потом вспомнилось приятное, - какое же счастье, что в театр, который мы сейчас строим, в театр "Легенда", создаваемый на частные инвестиции и рождающийся по личной инициативе искренне любящих театральное искусство людей не будут допущены все эти прихвостни от министерских структур, вся эта номенклатурная шушера.
Как жаль, что Культуре все ещё приходится защищаться от Департаментов культуры!