Найти тему
Кинотаурус

«Праздник», или запрещённая к прокату комедия в блокадном Лениграде

Оглавление

Алексей Красовский - режиссёр, прославившийся, в основном, за счёт своей дебютной полнометражной работы - картины «Коллектор». Оная была отличной авторской метафорой на тему жизни, смерти, дружбы и капитализма, в конце концов. Высоко-оценённый критиками «Коллектор» быстро разошёлся спросом у обычных зрителей, но тут, к сожалению, не нашёл своего отклика. Красовский решил пойти дальше, придумав комедийный сценарий, действие которого разворачивается в блокадном Ленинграде. О снятом фильме гневно высказались депутаты, после чего режиссёр рассудил даже не пытаться получить прокатное удостоверение. Настолько ли «Праздник» неугодный всем фильм?

Анфиса Черных, Алёна Бабенко, Ян Цапник. Кадр из фильма «Праздник»
Анфиса Черных, Алёна Бабенко, Ян Цапник. Кадр из фильма «Праздник»

Семейство Воскресенских живёт достаточно хорошо в очень тяжёлые времена. Пока в Ленинграде творится хаос, вызванный войной, они спорят в канун Нового года на броские темы: как разделать курицу или кто брал фотоаппарат. Но вот незадача: на пиршество сын семьи приводит свою новую знакомую, а дочь - мужа... Как гости-блокадники оценят положение этой семейки?

Визуальный ряд

«Праздник» - фильм не про войну. Да, упоминается военное время, но всех её ужасов зрителю не покажут. Режиссёра интересует другое - демонстрирование мерил людей разных статусов. Важны лишь метафоры и их производные. О каких CGI и спецэффектах может идти речь? Кино вообще снималось на минимальный бюджет, поэтому здесь мимо. 0 баллов.

Атмосфера

Где-то в чертогах разума мой придирчивый друг хочет докопаться до слишком щекастенькой блокадницы, а также до самой ситуации, которая выглядит из ряда вон выходящей. Но, полагаю, друг совершенно не к месту, ведь:

  • Все действия в «Празднике» больше напоминают театральную постановку. Ввиду этого условности приемлемы.
  • Тяжёлая ноша ленинградских будней времён Второй мировой передана через диалоги. Об этом здесь напомнят не один десяток раз.
  • В фильме полно деталей, отсылающих к тому времени.
  • Сепия, как оттенок всему фильму, была выбрана не зря. Именно в таких красках было большинство фотографий из того времени.

Благодаря этим моментам строится чересчур ровная, а иногда и пугающая атмосфера тех лет. +1 балл.

Алёна Бабенко, Ася Чистякова, Павел Табаков. Кадр из фильма «Праздник»
Алёна Бабенко, Ася Чистякова, Павел Табаков. Кадр из фильма «Праздник»

Музыкальное и звуковое сопровождение

Очень странно судить работу за одну лишь песню «Поле моё, поле». Исполнила её в фильме Алёна Бабенко, остальные лишь изредка подпевали. Момент с музыкальной паузой считаю одним из худших в «Празднике». Не потому, что он плохо сделан. Нет, всё далеко не так. Он прекрасен в плане исполнения, но совершенно неуместен. Создаётся ощущение, что режиссёру нужно было потянуть хронометраж, вот и решили вставить музыкальную паузу.

Со звуком дела обстоят хорошо. «Праздник» - это явно разговорная лента, поэтому баланс сдвинут в сторону голоса, а остальные звуки намерено сделаны тише. Отсюда и плюс - в речь героев вслушиваться не приходится. В целом, звуковое сопровождение мне понравилось, но оценить больше, чем на 0 баллов, не могу из-за музыки.

Актёрская игра

Переигрывание, либо недоигрывание. В фильме всего 6 актёров, каждый из которых выполняет свои задачи и изредка перекликается с другими персонажами. Большинство из них играют так, как делали бы это на сцене. Лишние крики, излишняя эмоциональность. Любой зритель привык видеть такое в театре, но не в кино, потому это смотрится немного странно. Если на сцене такое допустимо из-за многих факторов (например, голос там повышают, чтобы слышно было даже на самых задних рядах), то зачем к этому прибегать в кинопроизведении - одним лишь авторам известно.

Из актёрских работ меня впечатлили: Алёна Бабенко, Анфиса Черных, Тимофей Трибунцев, Ян Цапник. Молодые же Павел Табаков и Ася Чистякова играли не слишком убедительно, но у них всё ещё впереди. По итогу, мне не совсем понятна идея автора, но актёры оказались на высоте. +1 балл.

Тимофей Трибунцев. Кадр из фильма «Праздник»
Тимофей Трибунцев. Кадр из фильма «Праздник»

Операторская работа и монтаж

Именитый для русского кинематографа Сергей Астахов («Брат», «Брат 2», «Война», «Салют-7») в этот раз совершил чудо. В совершенно маленьких помещениях брать настолько обширные планы - это надо смочь. Его задачей было показать театральную постановку, с чем он, однозначно, справился. Да, в этот раз без изысков. Фильм Красовского всё-таки камерное произведение, где главная нацеленность на диалоги и эмоции. В «Празднике» они идеально ложатся в камеру, благодаря Астахову.

Монтаж. Есть придирка, но больше к самой идейности. Имея театральные черты, почему бы не сделать картину без склеек? Один большой кадр, где камера катается по комнатам, попадая в определённые действия. Мне кажется, что это бы смотрелось куда лучше, чем есть сейчас. Да, затратнее. Да, больше сил. Но результат был бы намного краше и ярче для многих зрителей. В любом случае, за операторскую работу и монтаж фильм «Праздник» забирает +1 балл.

Уникальность

Красовский своим спектаклем бьет сразу под двум ключам. Во-первых, никто ранее не занимался комедией, действия которой происходят в блокадном Ленинграде. Во-вторых, фильм смотрится как театральная постановка. Назвать что-то близкое по духу очень сложно. Самым ближайшим конкурентом для меня является «Элефант», во многом благодаря Астахову. Также картина чем-то похожа на «О чём говорят мужчины». Можно в полной мере сказать, что «Праздник» - нечто уникальное. +1 балл.

Тимофей Трибунцев. Кадр из фильма «Праздник»
Тимофей Трибунцев. Кадр из фильма «Праздник»

Сюжет

Экспозиция. К величайшему сожалению, картина начинается с бытовых диалогов, в которых сложно уловить нить. "Типковским дали утку, а нам курицу", "Люба уехала", "Лиза бросила Максима". Зрителю настырно озвучивают второстепенных героев, которые даже не появятся в фильме. Мусор, активно-собирающийся в наших головах, никто и не собирается выкидывать. Мало того, что эти незначительные имена постоянно произносятся во вступлении, их ещё и после не один раз назовут. Невидимые персонажи делают гораздо больше для картины, чем видимые. 0 баллов.

Развитие. Здесь ситуация становится чуточку лучше. Сценарий видится яснее, персонажи начинают обретать характеры и силуэты. Придраться здесь даже особо не к чему. Прекрасное действие, продолжающееся в течении 30 минут. +1 балл.

Кульминация. Финал немного выбивается из общего ракурса. Где-то за кадром тут даже умудрились вписать немцев. А также зрителю подсовывают чеховское ружье, стреляющее так, что где-то за кадром кто-то умудрился наложить в штаны. Либо же, напротив, стреляющее в противоположную сторону, то есть в хозяина. Финал получился не совсем однозначным, но назвать его плохим не могу. Да, он неуместный в отношении всего произведения, слегка аляповатый, но не такой уж и плохой. Плюсом, здесь имеются хорошие диалоги, которые способны заставить и подумать, и слезу пустить. +1 балл.

Общие аспекты. Несмотря на неплохо-раскрытые образы и ладно-выстроенные диалоги, «Праздник» утопает в собственном же капризе - быть комедией. Это не смешной фильм. Ни разу. Когда Красовский пытается повеселить зрителя, смотрится это либо грубо, либо просто не смешно. Все попытки тщетны, а замысел назвать эту картину комедией не ясен. Зачем? Также не совсем ясно, зачем было помещать действия в Ленинград, если это ни на что не влияет. Невооружённым глазом заметно, что режиссёр старательно вычерчивает аналогии с современным миром, но можно же было и не брать за основу времена, которые у людей ассоциируются лишь с печалью? Всё ради хайпа и шумихи вокруг картины? Одна шутка за весь фильм, да и та форсирует на грани фекалий - это очень плохой результат. 0 баллов.

Анфиса Черных, Алёна Бабенко, Ян Цапник. Кадр из фильма «Праздник»
Анфиса Черных, Алёна Бабенко, Ян Цапник. Кадр из фильма «Праздник»

Вердикт

Можно смело сделать один вывод - «Праздник» очень странно поступает со зрителем, разворачивая своё действие во времена, которые сложно связать с комедией. Кажется, что это лишь маркетинговый ход, сделанный в угоду авторам, так как сценарий можно с лёгкостью поместить в другие условные рамки и ничего не поменяется. Камерная драма - это описание, больше напоминающее правду. Ещё один не совсем ординарный фильм, который я не рекомендовать к просмотру. От меня «Праздник» удостаивается 6 баллами из 10.

Красовский выпустил своё произведение не самым обычным образом. Так как прокатное удостоверение его фильм не получил, то решено было выложить картину на видео-хостинге Youtube, чтобы хоть как-то отбить затраты на производство. Собственно, если всё же соберётесь посмотреть «Праздник», то можете перейти по этой ссылке.

Карта канала «Кинотаурус»

Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛