Алексей Красовский - режиссёр, прославившийся, в основном, за счёт своей дебютной полнометражной работы - картины «Коллектор». Оная была отличной авторской метафорой на тему жизни, смерти, дружбы и капитализма, в конце концов. Высоко-оценённый критиками «Коллектор» быстро разошёлся спросом у обычных зрителей, но тут, к сожалению, не нашёл своего отклика. Красовский решил пойти дальше, придумав комедийный сценарий, действие которого разворачивается в блокадном Ленинграде. О снятом фильме гневно высказались депутаты, после чего режиссёр рассудил даже не пытаться получить прокатное удостоверение. Настолько ли «Праздник» неугодный всем фильм?
Семейство Воскресенских живёт достаточно хорошо в очень тяжёлые времена. Пока в Ленинграде творится хаос, вызванный войной, они спорят в канун Нового года на броские темы: как разделать курицу или кто брал фотоаппарат. Но вот незадача: на пиршество сын семьи приводит свою новую знакомую, а дочь - мужа... Как гости-блокадники оценят положение этой семейки?
Визуальный ряд
«Праздник» - фильм не про войну. Да, упоминается военное время, но всех её ужасов зрителю не покажут. Режиссёра интересует другое - демонстрирование мерил людей разных статусов. Важны лишь метафоры и их производные. О каких CGI и спецэффектах может идти речь? Кино вообще снималось на минимальный бюджет, поэтому здесь мимо. 0 баллов.
Атмосфера
Где-то в чертогах разума мой придирчивый друг хочет докопаться до слишком щекастенькой блокадницы, а также до самой ситуации, которая выглядит из ряда вон выходящей. Но, полагаю, друг совершенно не к месту, ведь:
- Все действия в «Празднике» больше напоминают театральную постановку. Ввиду этого условности приемлемы.
- Тяжёлая ноша ленинградских будней времён Второй мировой передана через диалоги. Об этом здесь напомнят не один десяток раз.
- В фильме полно деталей, отсылающих к тому времени.
- Сепия, как оттенок всему фильму, была выбрана не зря. Именно в таких красках было большинство фотографий из того времени.
Благодаря этим моментам строится чересчур ровная, а иногда и пугающая атмосфера тех лет. +1 балл.
Музыкальное и звуковое сопровождение
Очень странно судить работу за одну лишь песню «Поле моё, поле». Исполнила её в фильме Алёна Бабенко, остальные лишь изредка подпевали. Момент с музыкальной паузой считаю одним из худших в «Празднике». Не потому, что он плохо сделан. Нет, всё далеко не так. Он прекрасен в плане исполнения, но совершенно неуместен. Создаётся ощущение, что режиссёру нужно было потянуть хронометраж, вот и решили вставить музыкальную паузу.
Со звуком дела обстоят хорошо. «Праздник» - это явно разговорная лента, поэтому баланс сдвинут в сторону голоса, а остальные звуки намерено сделаны тише. Отсюда и плюс - в речь героев вслушиваться не приходится. В целом, звуковое сопровождение мне понравилось, но оценить больше, чем на 0 баллов, не могу из-за музыки.
Актёрская игра
Переигрывание, либо недоигрывание. В фильме всего 6 актёров, каждый из которых выполняет свои задачи и изредка перекликается с другими персонажами. Большинство из них играют так, как делали бы это на сцене. Лишние крики, излишняя эмоциональность. Любой зритель привык видеть такое в театре, но не в кино, потому это смотрится немного странно. Если на сцене такое допустимо из-за многих факторов (например, голос там повышают, чтобы слышно было даже на самых задних рядах), то зачем к этому прибегать в кинопроизведении - одним лишь авторам известно.
Из актёрских работ меня впечатлили: Алёна Бабенко, Анфиса Черных, Тимофей Трибунцев, Ян Цапник. Молодые же Павел Табаков и Ася Чистякова играли не слишком убедительно, но у них всё ещё впереди. По итогу, мне не совсем понятна идея автора, но актёры оказались на высоте. +1 балл.
Операторская работа и монтаж
Именитый для русского кинематографа Сергей Астахов («Брат», «Брат 2», «Война», «Салют-7») в этот раз совершил чудо. В совершенно маленьких помещениях брать настолько обширные планы - это надо смочь. Его задачей было показать театральную постановку, с чем он, однозначно, справился. Да, в этот раз без изысков. Фильм Красовского всё-таки камерное произведение, где главная нацеленность на диалоги и эмоции. В «Празднике» они идеально ложатся в камеру, благодаря Астахову.
Монтаж. Есть придирка, но больше к самой идейности. Имея театральные черты, почему бы не сделать картину без склеек? Один большой кадр, где камера катается по комнатам, попадая в определённые действия. Мне кажется, что это бы смотрелось куда лучше, чем есть сейчас. Да, затратнее. Да, больше сил. Но результат был бы намного краше и ярче для многих зрителей. В любом случае, за операторскую работу и монтаж фильм «Праздник» забирает +1 балл.
Уникальность
Красовский своим спектаклем бьет сразу под двум ключам. Во-первых, никто ранее не занимался комедией, действия которой происходят в блокадном Ленинграде. Во-вторых, фильм смотрится как театральная постановка. Назвать что-то близкое по духу очень сложно. Самым ближайшим конкурентом для меня является «Элефант», во многом благодаря Астахову. Также картина чем-то похожа на «О чём говорят мужчины». Можно в полной мере сказать, что «Праздник» - нечто уникальное. +1 балл.
Сюжет
Экспозиция. К величайшему сожалению, картина начинается с бытовых диалогов, в которых сложно уловить нить. "Типковским дали утку, а нам курицу", "Люба уехала", "Лиза бросила Максима". Зрителю настырно озвучивают второстепенных героев, которые даже не появятся в фильме. Мусор, активно-собирающийся в наших головах, никто и не собирается выкидывать. Мало того, что эти незначительные имена постоянно произносятся во вступлении, их ещё и после не один раз назовут. Невидимые персонажи делают гораздо больше для картины, чем видимые. 0 баллов.
Развитие. Здесь ситуация становится чуточку лучше. Сценарий видится яснее, персонажи начинают обретать характеры и силуэты. Придраться здесь даже особо не к чему. Прекрасное действие, продолжающееся в течении 30 минут. +1 балл.
Кульминация. Финал немного выбивается из общего ракурса. Где-то за кадром тут даже умудрились вписать немцев. А также зрителю подсовывают чеховское ружье, стреляющее так, что где-то за кадром кто-то умудрился наложить в штаны. Либо же, напротив, стреляющее в противоположную сторону, то есть в хозяина. Финал получился не совсем однозначным, но назвать его плохим не могу. Да, он неуместный в отношении всего произведения, слегка аляповатый, но не такой уж и плохой. Плюсом, здесь имеются хорошие диалоги, которые способны заставить и подумать, и слезу пустить. +1 балл.
Общие аспекты. Несмотря на неплохо-раскрытые образы и ладно-выстроенные диалоги, «Праздник» утопает в собственном же капризе - быть комедией. Это не смешной фильм. Ни разу. Когда Красовский пытается повеселить зрителя, смотрится это либо грубо, либо просто не смешно. Все попытки тщетны, а замысел назвать эту картину комедией не ясен. Зачем? Также не совсем ясно, зачем было помещать действия в Ленинград, если это ни на что не влияет. Невооружённым глазом заметно, что режиссёр старательно вычерчивает аналогии с современным миром, но можно же было и не брать за основу времена, которые у людей ассоциируются лишь с печалью? Всё ради хайпа и шумихи вокруг картины? Одна шутка за весь фильм, да и та форсирует на грани фекалий - это очень плохой результат. 0 баллов.
Вердикт
Можно смело сделать один вывод - «Праздник» очень странно поступает со зрителем, разворачивая своё действие во времена, которые сложно связать с комедией. Кажется, что это лишь маркетинговый ход, сделанный в угоду авторам, так как сценарий можно с лёгкостью поместить в другие условные рамки и ничего не поменяется. Камерная драма - это описание, больше напоминающее правду. Ещё один не совсем ординарный фильм, который я не рекомендовать к просмотру. От меня «Праздник» удостаивается 6 баллами из 10.
Красовский выпустил своё произведение не самым обычным образом. Так как прокатное удостоверение его фильм не получил, то решено было выложить картину на видео-хостинге Youtube, чтобы хоть как-то отбить затраты на производство. Собственно, если всё же соберётесь посмотреть «Праздник», то можете перейти по этой ссылке.
Карта канала «Кинотаурус»
Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛