"Или после 25 уже поздно! Если мозг не сформируется правильно до 25 лет, то это чревато серьезными проблемами в будущем. "Благодаря" смартфонам, бесцельному потреблению контента, соцсетям происходит разделение на умных и глупых". Цифровой аутизм у детей и цифровой аутизм у взрослых. Ответят профессионалы.
Что же такое цифровой аутизм? Аутизмом называют такое расстройство нервной системы, при котором нарушены социальные навыки.
Понятие виртуального аутизма ввел Мариус Замфир. Он исследовал две контрольные группы детей (62 ребёнка) и пришёл к неутешительным выводам. Дети, которые смотрели в экран компьютера, телевизора или планшета более 4 часов отставали в развитии. Они плохо говорили, повторяли одни и те же движения и слова, не смотрели в глаза и по всем признакам напоминали аутистов. В качестве лечения детям назначили – общение, игры с родителями и отказ от гаджетов. Именно после этого исследования заговорили о цифровом аутизме – потере навыков живого общения под влиянием информационных технологий.
Современные дети все больше времени проводят в смартфонах, и все чаще начинают свою цифровую жизнь.
Чем это чревато?
На этот вопрос прекрасно ответил психиатр Андрей Курпатов.
Глава Сбербанка Герман Греф пригласил выступить на традиционном завтраке банка в рамках Всемирного экономического форума в Давосе психотерапевта Андрея Курпатова (руководит Лабораторией нейронаук и поведения человека, созданной Сбербанком). Говорили о том, как меняется человек в цифровую эпоху. Далее основные тезисы и текст выступления.
Переезд из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Когда нам предлагают две задачи: простую и сложную, вы выбираете ту, которая проще. Это связано с экономикой нашего мозга. Он потребляет очень большое количество энергии, и поэтому экономический принцип требует от нас всегда выбирать те задачи, которые попроще. Сейчас представители медиаиндустрии соревнуются друг с другом на предмет того, как сделать контент как можно проще. Мы наблюдаем эскалацию примитивного контента и переживаем фундаментальную трансформацию — переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текстов, системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного.
Потребление контента не включает голову. Когда вы потребляете контент постоянно, энергия в зону мозга, отвечающую за мышление, не поступает. Ваш мозг впадает в спячку. Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из твиттера и инстаграма, редко включают голову, мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются. Это мы говорим про взрослых людей. А давайте поговорим о наших детях. 40% детей в США и России до 10 лет практически постоянно находятся онлайн. То есть практически постоянно потребляют информацию. Если верить «Лаборатории Касперского», европейские родители более сознательные в этом смысле, но к 14-18 годам ситуация сравнивается и практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн. То есть они отправляют свой сервер мышления в спячку или он у них просто не формируется.
Эпидемия цифрового аутизма. В 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое мы тратили на общение лицом к лицу. В момент появления iPhone в 2007 году экранное время человека составляло более 8 часов, тогда как общение лицом к лицу – уже меньше 2 часов. В результате мы имеем, по сути, эпидемию цифрового аутизма. Цифровой аутизм — это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуются внутренним миром другого человека, другие люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности. Даже на свиданиях молодые люди предпочитают телефон общению с человеком, ради которого они на это свидание пришли. Кто-то может сказать, что это новая цивилизация, новый мир, к которому мы должны привыкнуть. Но, как показало одно из исследований, если вы проводите в телефоне больше 2,5-3 часов у вас резко возрастают показатели депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Социальные сети действуют очень болезненно.
Разделение на умных и глупых. Мы переживаем не только разделение мира на богатых и бедных, но и на умных и глупых. Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Отсутствие вертикальных систем управления, переход к горизонтальному обществу ведет к тому, что мы теряем биологические навыки к обучению и хуже учимся. Общая установка на гедонизм и неспособность строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся не толерантны к своим провалам, рассчитывают на легкий успех, и это не лучшим образом работает на экономику, цивилизацию и общество. Основная проблема человека — атрофия познавательных навыков. Еще в 2007 году ученые показали, что медитация и осознанность позволяют улучшать количество социальных связей и качество коммуникаций.
Лекция Андрея Курпатова. Прямая речь
Как изменилась человеческая психика и наш мозг, когда мы цифровизируем человека? Мы состоим из того, что мы едим. Точно так же мы состоим из тех информационных продуктов, которые мы потребляем.
Наш мозг потребляем много энергии. И представители медиаиндустрии соревнуются за то, какой контент они делают.
По сути мы переживаем фундаментальную трансформацию. Переезжаем из "галактики Гутенберга" в "галактику Цукерберга", из цивилизации текстов и системного мышления в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного.
Как это изменение влияет на нас с нейрофизиологической точки зрения?
За последние годы мы смогли заглянуть в любой работающий мозг и узнали, что он работает совсем иначе, не так, как мы представляли.
Вы видите профессора Маркуса Рейчела, который рассказал, что наш мозг по сути работает в тех базовых режимах.
Первая нижняя: мозг активно потребляет информацию.
Вторая: ориентация в ситуации (когда вы вошли в этот зал, вам нужно было найти свое место, была включена сеть выявления значимости).
Третья верхняя: мозг, который думает ни о чем.
Иногда у вас спрашивают, о чем вы задумались. Вы отвечаете: "Ни о чем". На самом деле это самая важная часть мозга. Потому ваш мозг просчитывает разные аспекты ситуации. Именно в этот момент вам приходят самые интересные решения и вы вскрикиваете: "Эврика!"
Согласно исследованию американского невролога Маркуса Э. Райхла, человеческий мозг работает в трёх базовых режимах:
- Центральная исполнительская сеть (CEN) — отвечает за потребление информации.
- Сеть выявления значимости (SN) — помогает ориентироваться в различных ситуациях.
- Дефолт-система (DMN), с которой мозг думает «ни о чём».
Последний режим представляет наибольший интерес, поскольку он отвечает за нестандартное мышление, озарения и дистальное видение — способность мозга конструировать образ будущего для создания целей и получения мотивации.
Раньше мы думали, что части нашего мозга отвечают за отдельные функции: зрительная, слуховая, двигательная кора.
Сейчас же мы узнали, что все намного сложнее. В течении первых 25 лет жизни наши нейронные клетки связываются друг с другом в отдаленных отделах мозга. Прорастают нейтронные связи, которые будут отвечать за те самые три режима работы. По сути дела мы создаем программные сети, которые будут отвечать за мозг во взрослом возрасте. И молодой человек, когда он учится, не просто получает знание о мире - он программирует свой мозг.
В какой же ситуации сейчас оказались нынешние молодые люди, когда вокруг гиперинформационная среда, и как это сказывается на их мышлении?
Первая вещь - самая неприятная. Исследовательница Эшли Чен показала, что те три системы, о которых я вам рассказываю, являются антагонистами. То есть в тот момент, когда вы активизируете сеть выявления значимости и центральную исполнительскую сеть, дефолт-система, ответственная за мышление, подавляется. Напротив же, когда первые две системы подавляются, активизируется дефолт-система.
В ситуации, когда вы постоянно потребляете контент, у вас активна центральная исполнительская сеть и это значит, что энергия не поступает в ту часть, которая отвечает за мышление. По сути ваш мозг впадает в спячку.
Не нужно удивляться, что люди, которые не вылезают из Твиттера и Инстаграма, редко включают голову, мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются. Но это мы говорим о взрослых людях. Давайте поговорим о наших детях.
В России и США 40% детей практически постоянно находятся онлайн и потребляют информацию. Европейские родители более сознательны, но к 14-18 годам ситуация сравнивается. И практически все подростки в мире 60-70 процентов времени проводят онлайн. То есть они отправляют свой сервер мышления в спячку или же он просто у них не формируется. Но это не единственная проблема.
Для того, чтобы включались дефолт-система, чтобы человек начал думать, нужно время - 23 минуты. Если этих 23 минут не будет, вы будете продолжать находиться в другом пространстве.
Профессор кафедры информатики в Калифорнийском университете в Ирвине Глория Марк доказала, что для активации дефолт-системы потребуются 23 минуты. То есть полминуты внимания на новый мем во «Вконтакте» или сообщение в Twitter будут стоить вам 23 минуты и 30 секунд концентрации. Кроме того, исследование Глории показало, что помимо снижения производительности, отвлечение внимания приводит к увеличению стресса и плохого настроения.
Уже в 2016 среднестатистический человек проводил около 80 телефонных сессий в сутки. Это значит, что он прерывался каждые 15 минут. То есть у него не было 23 минут, чтобы запустить свою дефолт-систему.
Следующая проблема: дефолт-система была эволюционно создана, чтобы мы простаивали свои социальные отношения с другими людьми. Но что мы наблюдаем? Уже в 1997 году количество экранного времени равнялось количество времени, когда мы общались лицом к лицу. В момент появления айфона, в 2007 году, экранное время составляло более восьми часов, тогда как общение лицом к лицу - менее двух часов.
То, что мы имеем сейчас - это по сути эпидемия цифрового аутизма. Это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительные психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Другие люди стали для них заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности. Даже на свидании молодые предпочитают телефон, нежели общение с человеком, ради которого они пришли.
Кто-то может сказать, что, возможно, это просто новая цивилизация, и мы должны к этому привыкнуть. Но тем, кто так думает, я хочу предложить данные другого исследования 2018 года. Если вы проводите в телефоне более 2-3 часов, у вас резко возрастает показатель депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей.
Конечно, кто-то пытается бороться с депрессией и уходит в телефон для того, чтобы избавиться от неприятных депрессивных мыслей. Но для большинства постоянное присутствие в телефоне вызывает ощущение собственной неполноценности, отчужденности, социального напряжения. Соцсети в этом плане действуют очень болезненно.
Еще остались люди, которые не пользуются смартфонами. Ради эксперимента их попросили пользоваться телефона. В итоге через три месяца выросла у них социальная настороженность, внутренняя агрессия и соглашательство.
Наши цели зависят от того, насколько мы можем конструировать образ будущего, заглядывать вперед. И если дефолт-система не работает, то дистальное видение (возможность заглядывать), у человека утрачивается, он не может ставить перед собой цели.
И вишенка на этом безумном торте - исследование 2017 года. Исследовались три группы студентов. Представители первой группы, заполоняя тесты, должны были оставить свои мобильные телефоны за пределами комнаты. Представители второй группы могли держать телефоны рядом с собой в кармане или в сумке. А представители третьей группы должны были положить телефон рядом с собой экраном вниз и дальше заполнять тесты.
Оказалось, что просто физическое местоположение телефона влияет на объем оперативной памяти и подвижный интеллект. Вы глупеете, когда рядом с вами есть телефон. И у вас увеличиваются объемы интеллекта и подвижной памяти, когда рядом с вами нет телефона.
На самом деле сейчас мы переживаем не только разделение мира на богатых и бедных, а и разделение на умных и глупых. Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Отсутствие вертикальных систем и переход к горизонтальному обществу ведет к тому, что мы биологически теряем навыки и возможности к обучению, и хуже учимся.
Изменения в коммуникациях приводят к цифровому аутизму. А общая установка на гедонизм, на получение удовольствия, и неспособность строить образы будущего, приводят к тому, что люди становятся не толерантными к своим провалам, рассчитывают на легкий успех. И это, как мы понимаем, будет нехорошо работать на экономику и будущее.
Можем ли мы отдать когнитивные функции машинам? Да, конечно, если мы сможем признать атрофию своих познавательных навыков. К сожалению, именно это сейчас и составляет основную проблему.
Что с этим делать? Медитация и осознанность помогает. Сама центральная исполнительская есть улучшает свою работу в случае, если вы соблюдаете правила цифровой гигиены. И, наконец, чтобы ваша дефолт-система, которая отвечает за мышление, работала лучше, вам нужно улучшать свои социальные связи, увеличивать количество социальных коммуникаций.
Три главных правила цифровой гигиенты от доктора Курпатова
- Обязательно нужно отключать звук на телефоне. Использовать его только в виброрежиме. А также отключать уведомления.
- В квартире есть хорошее место для телефона - там, где он заряжается. Телефон нужно держать "на привязи". Не нужно носить его в туалет, кухню и спальню. Если вам нужен будильник - используйте традиционный будильник.
- Если вы заметили, сейчас вы берете телефон в руки на автомате. Любая свободная минута - и вы уже держите телефон в руке, разблокировали его. Это симптом цифровой зависимости.
Возьмите себе за правило: если вы решили взять в руки телефон, вы должны четко отвечать, что именно вы хотите в нем посмотреть. Если вы не можете ответить себе на этот вопрос, то не нужно к нему обращаться.
"Эти три правила, который вы должны практиковать. Это будет не просто, но так вы защитите свой мозг от токсичной информационной среды", - подытожил Андрей Курпатов.
_________________________________________________________
Известный факт, что Стив Джобс не разрешал своим детям пользоваться айпадом. Создатели сервисов Blogger и Twitter ограничили доступ к смартфонам и планшетам своим детям до 1 часа в день, а Крис Андерсон, один из основателей 3D Robotics, запрещает себе пользоваться гаджетами в спальне и также ограничивает своих детей. Билл Гейтс не разрешал пользоваться троим своим детям смартфонами до 14 лет, так же они не ведут социальные сети и не сидят в них!
Рекомендации Американской Академии Педиатрии по цифровой гигиене у детей.
- Детям младше полутора лет противопоказаны экраны, и неважно, идет речь о телевизоре или о гаджетах. Исключением может стать, например, общение в чате с родственниками.
- Если ребенку 1,5–2 года и родители хотят познакомить его с медиасредой, нужно выбирать качественные программы и смотреть их вместе с ним, объясняя происходящее на экране.
- Для детей в возрасте от 2 до 5 лет экранное время должно быть ограничено 1 часом в день, при этом тоже необходимо уделять внимание качеству программ и быть рядом.
- Детям 6 лет и старше лучше установить лимиты экранного времени, а также убедиться, что гаджеты не отнимают время у сна, физической активности и учебы.
- Нужно всей семьей договориться о зонах в доме, свободных от гаджетов: например, оставлять их за порогом спальни и не пользоваться во время обеда или походов в гости.
- Необходимо также регулярно обсуждать с детьми принципы ответственного, уважительного и безопасного поведения в Сети.
_________________________________________________________________________
Цифровой аутизм у взрослых.
Как проявляется цифровой аутизм?
Если вы в любой непонятной и понятной ситуации «сидите» в телефоне и скролите ленту, – это повод задуматься и проверить себя на признаки цифрового аутиста.
И, кроме того, если вам:
- проще общаться в мессенджерах, чем вживую;
- хочется постоянно проверять соцсети, даже когда рядом друзья и семья или просто приятные люди;
- проще отказаться от общения с человеком, чем подстраиваться под его характер;
- не заинтересованы в конкретных людях, и они для вас легко заменимы;
- непонятно, что чувствует другой человек, и вам, в общем-то, все равно;
- много времени проводите в сети;
- ваша реальная жизнь бедна на события и эмоции.
Если на большинство этих утверждений вы ответили утвердительно, то внимание – вы попали в цифровой капкан.
Последствия цифровой зависимости
К сожалению, цифровая аутизация приводит к тому, что человек тупеет. Каждый день мы находим этому новые доказательства: в автобусе, в магазине, на работе. Тренингов по повышению эффективности становится все больше, а умных людей – все меньше.
Почему?
Потому что, теряя какой-то навык, мы теряем часть активных нейронов.
«Мышление <…> не делится на социальное и математическое, например. Всё куда проще: наш корковый сервер или обучен делать сложные вещи, или нет».
А.Курпатов
Что происходит с мозгом, если мы перестаем совершать какую-либо мыслительную операцию? Импульс не переходит от нейрона к нейрону, а связь между ними разрушается раз и навсегда. Мы не просто теряем навык, мы теряем те самые нервные клетки, которые обеспечивали нам этот навык.
Если мы разучились общаться друг с другом, то часть нейронов в голове у нас безвозвратно исчезла. Можем ли мы при этом эффективно мыслить?
Младенцы в этом плане гораздо умнее нас. Как ребенок добивается своего? Он проводит невероятную мыслительную работу: всматривается в лицо мамы, анализирует ее настроение, устанавливает с ней зрительный контакт и всеми способами убеждает ее взять его на ручки – он гукает, улыбается, кряхтит. Если ничего не помогает, он прибегает к безотказному методу – крику и рыданиями. Шах и мат. Он на руках и уже безмятежно улыбается. «Манипуляция», – подумаете вы. «Мышление», – ответим мы. Он думал, анализировал и добился своего, а между тем, ему всего два месяца. Может ли взрослый похвастаться такими успехами? Может ли цифровой аутист добиться успеха в обществе, не владея навыками общения?
Известный антрополог и популяризатор Робин Данбар доказал, что объем коры головного мозга у примата зависит от численности стаи, к которой он принадлежал. По сути, чем больше его стая, тем больше социальных связей он может установить, а значит, тем он умнее. Это повод задуматься, так ли выгоден нашему мышлению фриланс ,и что мы теряем, исключая себя из социальной иерархии.
Второе последствие аутизма – добровольное одиночество. Социальные сети и мессенджеры создают иллюзию общения. Но, встретившись с кем-то, кто регулярно лайкает ваши посты, вы вряд ли найдете о чем поговорить. В Нидерландах была установлена скульптура «Поглощённые светом». За ее гиперреализмом считывается социальная критика современного человека, не способного на живое общение.