Найти тему
История: факты и мифы

Кельты: Культы смерти

Оглавление

Античные авторы оставили жуткие подробности кровожадных кельтских традиций и ритуалов. Что в этих историях правда, а что — вымысел?

В первом тысячелетии до нашей эры племена кельтов заполонили огромные пространства — от самых западных окраин Европы до территорий Малой Азии. Эти народы никогда не имели единого государства, но благодаря близости языков и верований воспринимались нередко как целостный организм. А больше всего в их традициях многих античных авторов поражал удивительный культ смерти. В представлении кельтов процветание и благополучие земной жизни было тесно связано с почитанием мёртвых. Связь с загробным миром осуществляли жрецы-друиды, составлявшие особую касту. Их влияние на жизнь общины трудно переоценить. Друиды нередко имели почти демоническую власть не только над рядовыми соплеменниками, но и над вождями.

Кланы кельтов вели бесконечные войны. Смерть воина на поле битвы считалась исключительно почётной. А мучительная казнь для пленных — чем-то само собой разумеющимся.

На территории Европы обнаружены сотни кельтских захоронений. Археологи собрали богатейший материал, который позволил по-новому оценить многие суждения древних авторов, прежде считавшиеся фантазией античных писателей. Если римляне и греки представляли загробный мир как мрачное царство Аида, то кельты верили в иное. В их представлении доблестные герои после смерти проводили время в бесконечных весёлых пирах. Это было одной из важных причин, почему поведение кельтских воинов, снимавших перед битвой шлемы и кольчуги, казалось римлянам верхом безрассудства. То. что римляне воспринимали как дикое варварство, было для кельтов образом жизни.

Смерть в битве

Кельты, не раздумывая, жестоко убивали врагов, но и сами не боялись умереть.

Воин-кельт, выходящий на битву с голым торсом и имеющий вместо доспехов лишь татуировки с загадочным орнаментом, стал на века для одних воплощением истинного мужества, а для других — необъяснимым торжеством безумия. Но менее известна другая подробность. После завершения боя победители (если это были кельты) начинали жуткую охоту за головами.

-2

У всех погибших, и врагов, и товарищей, отрезали головы. Затем их с гордостью подвешивали на шею лошади или крепили на шесты у жилищ.

Дело в том, что для кельтов смерть на поле боя не была концом воина, а лишь означала переход его души в новое состояние. Соответственно, тот, кто становился владельцем головы павшего на поле брани, овладевал и его силой. Как минимум силой духа.

Головы старались забальзамировать, чтобы они как можно дольше сохраняли «товарный вид». При этом к прочим трофеям кельты часто оставались совершенно равнодушны. Они могли выбросить в болото или реку как дорогие украшения врагов, так и их оружие. Лишь отрубленная голова имела сакральную ценность.

-3

Римляне страшились встречи с кельтами ещё со времён нашествия племени сенонов в 390 году до н. э. Это было одно из самых позорных поражений в истории республики. Гордым римлянам, сумевшим удержать лишь цитадель на Капитолийском холме, пришлось пройти через страшное унижение, откупаясь от свирепых варваров. Через сотни лет, уже в статусе союзников Рима, кельты продолжали следовать жуткой традиции отрезания голов. А в некоторых районах Ирландии этот обычай сохранялся и в Средние века. Даже после крещения вчерашних язычников.

Оружие кельта

Археологи обнаружили множество кельтских шлемов, мечей и щитов разных эпох и разных типов.

1. Щит из Баттерси. 8 середине XIX века к югу от центра Лондона в районе Баттерси был найден щит из бронзовых пластин, украшенный вставками из красного стекла. Вряд ли его использовали в сражениях. Это скорее щит для ритуальных церемонии в III-I веках до н. э.

2. Шлем Ватерлоо. Бронзовый шлем, найденный в Темзе у моста Ватерлоо в Лондоне, явно служил в качестве парадного украшения. Данный артефакт не имеет аналогов и поэтому до сих пор вызывает жаркие споры: это головной убор военного вождя или жреца-друида?

3. Шлем Монтефортино. Классический бронзовый шлем легионера, распространенный в армии римлян с III века до н. э. по мнению ряда исследователей, является модифицированной версией более раннего конического шлема кельтов.

4. Умбон кельтского щита. Не все воины-кельты могли позволить себе покупку доспехов. Да и щит у многих был деревянным. Но для прочности и защиты руки в его центре старались разместить металлическую накладку (умбон). которая одновременно была и украшением.

5. Железный меч воина-кельта. Упорными тренировками кельтские воины добивались высоко го мастерства в искусстве владения мечом. Особой популярностью пользовались прямые клинки до 90 см длиной. С их помощью сильные воины могли и разбить прочные вражеские щиты, и разрубить доспехи. Некоторые воины брали в бой и более короткие мечи, с которыми было удобнее сражаться в плотных построениях, когда не хватало места для размаха.

6. Наконечник копья. Самым распространённым и универсальным оружием было копьё. Древко чаще всего делали из ясеня. Со временем кельты стали отдавать предпочтение более узкому наконечнику, который лучше позволял пробивать защитное вооружение римлян.

Женщина-воин

В армиях кельтов женщины могли сражаться в строю вместе с мужчинами и даже командовать.

Кельты не считали женщин, подобно другим народам Древнего мира, вторичными существами, чьё предназначение — рождение детей и ведение домашнего хозяйства. В истории сохранились имена нескольких воинственных кельтских предводительниц. Самой знаменитой из них считается Боудикка, вдова вождя племени иценов. Она возглавила мощное восстание в Британии против римских завоевателей. И её старшинство в объединённой кельтской армии признали лидеры ряда других племён.

Боудикка была вдовой вождя племени иценов в Британии и возглавила восстание против римлян
Боудикка была вдовой вождя племени иценов в Британии и возглавила восстание против римлян

Многих кельтских девушек, особенно из знатных семей, ещё в детстве обучали навыкам владения оружием. Поэтому, в отличие от гречанок и римлянок, они могли постоять за себя даже во время отлучек мужчин своего клана. А в кельтских религиозных верованиях о загробной жизни описывались райские острова, где погибшие в бою женщины продолжали жить в сытости и беззаботном счастье. Причём мужчины на эти острова не допускались.

© Владислав Мусто

Подписывайтесь на канал, а в продолжении вы узнаете о жертвоприношениях и загробной жизни кельтов.