Кем была могущественная правительница: виновницей краха империи или проницательным реформатором Китая?
В многовековой истории Китая мало лидеров, которые получили бы в глазах современников и потомков столь противоречивую оценку, как вдовствующая императрица Цыси. Одни называли её умной и прогрессивной правительницей, которая приложила максимум сил к процветанию страны. Другие считали Цыси коварной интриганкой, которая была одержима только одним — жаждой единоличной власти. И, устраняя всех неугодных, легко шла на самые гнусные убийства.
Будущая правительница родилась в 1835 году в семье маньчжурского чиновника. В детстве она получила приличное образование, что было нетипично для китайских девочек той эпохи. Подавляющее большинство из них не умели ни читать, ни писать.
В 1851 году юная Цыси оказалась в числе 60 девушек, которых собрали на конкурс наложниц для молодого императора.
По закону все маньчжуры из привилегированных сословий были обязаны регистрировать своих родившихся дочерей на подобные «смотрины». И отказ от участия в них мог иметь самые печальные последствия. Пройдя процедуру тщательного отбора, Цыси оказалась в пятом (самом низшем) ранге наложниц.
Видимо, девушка обладала какими-то особыми способностями, кроме умения читать и писать, потому что за пять лет она сделала неплохую карьеру, оказавшись в числе наложниц третьего ранга. Цыси сумела подружиться с императрицей Цыань. И по протекции бездетной жены императора была избрана для рождения наследника.
Правитель Китая Сяньфэн даровал Цыси почётный статус наложницы второго ранга (первый был у императрицы). А в 1856 году родился долгожданнный наследник. названный Цзайчунь. По дворцу ходили упорные слухи, что на самом деле мальчика родила одна из служанок, которую сразу убили. А ранние смерти других младенцев, рождённых прочими наложницами, не обошлись без вмешательства Цыси. Но, как бы то ни было, её статус при дворе резко вырос. Сама Цыси уверяла, что особое внимание к ней императора в первую очередь связано с её помощью в решении государственных дел.
Ряд историков считает, что болезненный Сяньфэн действительно мог просить грамотную наложницу помочь в работе с документами. И, возможно, именно в это время она приобрела столь ценный опыт контроля за чрезвычайно сложной бюрократической системой управления Китаем.
В сентябре 1860 года в ходе Второй опиумной войны отряды англичан и французов захватили и разграбили Юаньминъюань, любимую загородную резиденцию Сяньфэна. Это событие так потрясло и без того больного правителя, что он впал в депрессию и полностью отстранился от государственных дел. Предчувствуя скорую смерть, император собрал высших сановников и назначил восемь регентов для шестилетнего Цзайчуня. Особо оговаривался статус Цыси и Цыань, которых впредь полагалось именовать «вдовствующие императрицы».
В августе 1861 года Сяньфэн умер, а на престол под именем императора Тунчжи взошёл его малолетний сын. И тут же опекуны вступили в смертельную схватку в борьбе за реальную власть. Поначалу Цыси и Цыань действовали сообща. Одного из регентов, главу правительства Су Шуня, по обвинению в измене казнили, а ещё двум, князьям первого ранга, «даровали» право на самоубийство.
Продолжительное время вдовы правили в относительном согласии. Причём принимала участие в государственных советах чаще всего только Цыси. Возможно, Цыань просто не нравилось унизительное положение вдовствующих императриц на этих совещаниях. Женщины, согласно традиции, были вынуждены находиться за специальной ширмой. Тем не менее Цыси стойко переносила тяготы положения «третьестепенной» советчицы в хоре мужских голосов и умудрялась реально влиять на принимаемые решения.
Постепенно вокруг Цыси сложился круг доверенных лиц, в который вошли в том числе и два брата её покойного мужа: князья Гун и Чунь. Причём женой Чуня была Ваньчжэнь, младшая сестра Цыси. Это обстоятельство впоследствии очень пригодилось вдовствующей императрице.
Многие действия, предпринятые Цыси, выглядели как весьма полезные. В частности, она повела активную борьбу с коррупцией, которая превратилась для Китая в настоящее бедствие. Суровые меры, в том числе и казни, помогли обуздать рост мздоимства.
В 1872 году императору Тунчжи исполнилось 17 лет. Но молодой человек лишь на словах получил власть. Все решения за него продолжали принимать мать и мачеха. Сам юноша предпочитал проводить время в борделях и предаваться беспробудному пьянству. Такой образ жизни ничуть не беспокоил Цыси, что ещё раз подтверждало слухи о том, что он не был её родным сыном. В 18 лет Тунчжи заболел оспой (что в Китае считалось знаком богов) и всего через две недели умер.
Вопрос о выборе нового правителя Цыси решала почти единолично. Статус регентши при маленьком мальчике её вполне устраивал. И она организовала провозглашение новым наследником собственного племянника, 4-летнего Цзайтяня, сына своей сестры Ваньчжэнь от князя Чуня. Мальчика торжественно объявили императором под именем Гуансюй.
В 1881 году при загадочных обстоятельствах скончалась Цыань. Молва немедленно объявила её отравленной. А организатором убийства — Цыси, которой надоело делить власть с ещё одной вдовствующей императрицей. Отныне в Китае все рычаги управления огромной страной оказались в безраздельном владении бывшей младшей наложницы.
В 1886 году Гуансюй. которому исполнилось уже 19 лет, подготовил программу полноценных либеральных реформ. В сложившейся обстановке ни одного серьёзного решения ни император, ни правительство не могли принять без согласия Цыси. И, как ни удивительно, тётушка не стала препятствовать племяннику в реализации знаменитых «Ста дней реформ». Гораздо больше Цыси беспокоил выбор жены для Гуансюя. И она навязала ему Лунь-Юй, дочь своего брата Гуй Сяня, заставив кузенов пойти под венец.
Реформы Гуансюя встретили мощное сопротивление консерваторов. И Цыси немедленно объявила императора виновником народных бедствий. А в 1898 году и вовсе отправила его в ссылку. Однако это не уберегло Китай от мощного восстания боксёров (ихэтуаней).
По теме: Кровавый погром на Дальнем Востоке
Пытаясь сохранить ускользающую власть, Цыси открыто поддержала бунтовщиков, чтобы направить их гнев не против монархии, а против европейцев. А после поражения восставших всё равно сумела сохранить власть. И правила Китаем до самой смерти в 1908 году.
© Арина Казакова