Найти в Дзене
#господинхороший

Ах, эта свадьба, свадьба!!! Писалась и писалась Чеховым неоднократно….

«Свадьба»
«Свадьба с генералом»
«Перед свадьбой»
«Брак по расчёту»
«Жених и папенька»
«Свадебный сезон»

В 1944 году к 40-летней годовщине смерти Антона Павловича Чехова на Тбилисской киностудии режиссером Исидором Анненским (1906-1977) был снят фильм «Свадьба» по произведениям Антона Павловича Чехова. Раневская как всегда не сдержится и по этому поводу скажет: «У нас ведь даже из годовщины смерти могут сделать праздник».

"Доска чудес: что написано на доме Раневской в Таганроге?"

И хотя фильм формально относился к Тбилисской киностудии, съемки проходили в Москве в Лиховом переулке на верхнем этаже здания, где располагалась студия документалистики.

Об истории этих съемок настоятельно рекомендую посмотреть документальный фильм «История одной «Свадьбы».

Это был уже пятый фильм молодого режиссера Анненского, чья дипломная работа «Медведь» (1938) с Жаровым и Андровской в главных ролях принесла ему настоящую славу и сделала настоящим советским миллионером. История с внезапным, но вполне справедливым обогащением выпускника Киноакадемии при ГИКе (курс Сергея Эйзенштейна) вызовет большие споры и интриги в кинематографической среде, и даже станет причиной отмены потиражного сбора с проката фильмов в пользу режиссеров, дабы не плодить более миллионеров от кино в СССР. Вторым для Анненского станет фильм «Человек в футляре», также по Чехову.

-2

Так что чеховская тема для режиссера была близка. А тут еще все так совпало – 40-я годовщина смерти великого писателя, 65-летний юбилей Сталина, который, как известно, любил Чехова, и главное – всеобщая усталость от войны, жажда веселого, легкого жизнерадостного кино. Желание такого кино разделяли и актеры, а таким звездным составом не может похвастаться, наверное, ни одна советская кинокартина. Фаина Раневская, Алексей Грибов, Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Михаил Пуговкин – что ни актер, то настоящая звезда.

Исидор Анненский для своего фильма решит использовать как оригинальную пьесу «Свадьба» в одном действии, написанную Антоном Павловичем в 1889 году, так и его рассказы написанные в начале 80-х годов – «Свадьба с генералом», «Перед свадьбой», «Брак по расчёту», сценку «Жених и папенька», созданные ранее. Фильма «Свадьба» – это попурри на тему чеховских свадеб. Интересно, что собственную свадьбу Антон Павлович с Ольгой Книппер устраивать не будет…

Но в данной статье я бы хотел рассказать об еще одном произведении, созданном Чеховым самым первым в этом свадебном ряду. Оно со временем окажется в тени пьесы и фильма «Свадьба» и для нынешних читателей практически незнакомо. А ведь история его создания весьма любопытна.

Речь пойдет о таком жанре, как «подписи к рисункам» в котором Антон Чехов работал в 1881-1884 годах, на заре своей литературной деятельности. Жанр этот был своеобразной разновидностью комиксов на русской почве. Первые подписи Антона Чехова к рисункам были созданы в журнале «Зритель», а затем в «Осколках», издатель которого Н. А. Лейкин постоянно выпрашивал у писателя новые и новые темы рисунков с подписями.

Живой Чехов: без ретуши, купюр и лака


Чехов отвечал Лейкину: «
Я очень туп для выдумывания острых подписей. Хоть зарежьте меня, а я Вам ничего умного не придумаю». «Если бы сочинять темы было так же легко, как закурить папиросу, то я прислал бы Вам их видимо-невидимо, но Вы сами знаете, что легче найти 10 тем для рассказов, чем одну порядочную подпись». «Начнешь выдумывать подпись, а выходит рассказ, или ничего не выходит…».

Чеховым были созданы серии подписей, объединённых одной темой: «В ученом мире», «Три рисунка», «Из театрального мира», «Шляпный сезон», «Свадебный сезон» и др.
Рисунки в основном выполнялись художниками журнала «Осколки» – В. И. Порфирьевым, А. И. Лебедевым, Н. А. Богдановым.

Речь далее же пойдет о серии «Свадебный сезон», автором рисунков которой был Николай Чехов, брат писателя и непосредственный участник событий, послуживших основой для рисунков.
А теперь немного предистории о том, как появились рисунки с подписями на тему свадьбы.
В конце сентября 1880 года Антон и Николай приезжают в Таганрог, где и попадают на свадьбу Онуфрия Ивановича Лободы, брата их тетушки Марфы Ивановны Морозовой (Лободы).

Антон и Николай Чеховы
Антон и Николай Чеховы

Марфа Ивановна была родом из богатой семьи купцов 2-й гильдии Лободы, которая вела оптовую и розничную торговлю мануфактурой, имела склад парусины и мешков в Александровских торговых рядах. Старший брат Иван Иванович Лобода войдет в историю Таганрога фальшивым завещанием о его миллионном наследстве, которое будет много лет делится между наследниками и городом. Но это другая история.

А сейчас вернемся к свадьбе.

В метрической книге по Архангело-Михайловской церкви города Таганрога, в разделе «бракосочетание» имеется запись под номером 27 сделана рукой дьякона Софрония Евфимовича Харлова: «27 сентября (9 октября) 1880 года Онуфрий Иванович Лобода, 37 лет, таганрогский купеческий брат, православного вероисповедания, первым браком и девица Надежда Александровна Тимофеева, дочь священника войска Донского Миусского округа, села Алексеевки, православного вероисповедания, 18 лет. Совершил таинство протоиерей Василий Бандаков с дьяконом Софронием Харловым. Поручители: по жениху – коллежский секретарь Антон Авксентьевич Царенко и коллежский регистратор Венедикт Антонович Гуторович; по невесте – губернский секретарь Гавриил Парфентьевич Селиванов и свободный художник Николай Павлович Чехов. Запись скреплена подписями священника Иоанна Якимовского и дьякона Софрония Харлова».

На свадьбе Николай был шафером, а Антон лишь приглашенным гостем, хотя во многих воспоминаниях указывается, что оба брата были шаферами. Интересны также фамилии, упомянутые в записи метрической книги. Прежде всего, это протоиерей Василий Бандаков (1808-1890), настоятель таганрогской Церкви во имя Святого Архангела Михаила. Личность весьма примечательная и уважаема в Таганроге. В некрологе, напечатанном в «Новом времени», Антон Павлович Чехов напишет о нем: «15-го января, в гор. Таганроге, скончался духовный писатель и проповедник, протоиерей Василий Анастасьевич Бандаков, имя которого достаточно популярно среди нашего духовенства, особенно южнорусского. Проповедовал он при всяком удобном случае, не стесняясь ни временем, ни местом. За все время служения его церкви им было произнесено несколько десятков тысяч проповедей, из которых самые выдающиеся по своей простоте, силе и прекраснейшему, выразительному языку изданы в 12-ти томах под общим заглавием: «Простые и краткие поучения»».

А второй человек, о котором, пусть и кратко, но нельзя не упомянуть, это Гавриил Парфентьевич Селиванов. Тот самый Селиванов, ставший владельцем построенного Павлом Егоровичем Чеховом дома уже после разорения Чеховых. У него же и будет жить квартирантом три года гимназист Антон Чехов, давая уроки племяннику Селиванова. В традиционном чеховеденье Селиванов будет всячески выставляется в невыгодном свете как человек, якобы обманом завладевший родовым гнездом Чеховых. Это далеко не так. Как утверждал позднее сам Антон, Гавриил Парфентьевич неоднократно озвучивал свое желание вернуть дом Чеховым, после возмещения средств на его покупку. Но у отца Чехова не было денег вовсе и через два года дом окончательно закрепился за Селивановым.

Что же касается свадьбы, то Антон и Николай были в ударе, веселились и так разошлись в своем удальстве, что выбросили в окошко, прямо в снег, ящик нераскупоренного шампанского. И как рассказывала впоследствии тетушка Марфа Ивановна еще одному брату – Михаилу Чехову, весной, когда сошел снег, все эти бутылки нашли в саду невредимыми и распили потом за здоровье обоих братьев.

А вернувшись в Москву, почти через год, братья Чеховы решили вспомнить свадебные приключения и выпустили «Свадебный сезон», в котором от души посмеялись над земляками. О реакции таганрожцев Александр Павлович Чехов (старший из братьев) напишет: «…Кстати,
если вам обоим дороги ваши бока, то не советую ездить вам в Таганрог. Лободины, Селиванов, сродники и южики – все сплошь серьезно обозлены на вас за «Сватьбу» в «Зрителе». Здесь на эту карикатуру смотрят, как на выражение чернейшей неблагодарности за гостеприимство»
А таганрожцам было на что обидеться – Митрофан Егорович, про которого написали, что он буянил, был родным дядей Антона и Николая, и отличался свои тихим нравом и трезвым образом жизни. А Николай Стаматич, таганрогский маклер, был хорошим знакомым семьи Чеховых.

Итак, «Свадебный сезон»

-8

Господа шафера! Черти! Подождите, Марья Власьевна потерялась.

-9

Невеста. Прекрасна и невинна. Выходит замуж по любви.

Жених. Телеграфист в отставке. Восхитительно грациозен, грациозно восхитителен и... глуп как пробка. Пахнет помадой и фиксатуаром. Женится из-за приданого.

-10

Папа невесты. Пьет запоем. Влюблен в соседскую кухарку. Пророчит войну с немцами и взятие в плен Бисмарка. Ужасный политик. Чиновник.

-11

Мама невесты. Гроза супруга. 20-го числа каждого месяца ходит в присутственное место и получает вместо мужа жалованье. Мужа величает разбойником, антихристом и егозой.

-12

Посаженый отец жениха. Дон-Жуан, старожил и политик. Говорит почему-то по-итальянски. Отлично подрубляет платки и за неимением дела шьет на машине Надежды Ивановны.

-13

Посаженая мать жениха. Петербургская тетушка. Говорит в нос и презирает «невежество». Молодость провела бурно.

-14

Шафер невесты. Отставной прапорщик и забулдыга. Родившись, прежде чем крикнуть, выпил стакан водки. Ищет приличной партии с 100000 приданого.

-15

Шафер жениха. Губернский секретарь, всеобщий шафер и сердцеед. Отлично играет на гитаре.

-16

Музыканты
1-я скрипка Альт Кларнет Контрабас. Прекрасные люди, но страшные пьяницы. Непризнанные таланты. Уверяют, что Бетховен очень хороший музыкант. Слова "композитор" не понимают.

-17

Петрушка. Непременный член похоронных и свадебных процессий. Кос на оба глаза.

-18

Кондитер Фай.

ОПИСЬ ПРИДАНОГО

Утюг. 3 стула. Зеленая лампа. Мышеловка. Кровать с клопами и прочими принадлежностями. Стол с пауками. Перина, на которой в прошлом году умерла бабушка. Кофейная мельница. Самоварная труба. 2 подушки. Щеколда от неизвестной двери. Картина масляными красками, изображающая "падение нравственности" от употребления горячих напитков. Картина, изображающая «борьбу стихий, или смерть от взгляда женщины». Еще что-то. Вексель на 300 р. сроком по 1889 год.

-19

Царица бала.

СЧЕТ
РАСХОДЫ ПО СВАДЬБЕ р. к.
Кондитеру с генералом 27 22
Музыкантам 4 --
Музыкантам водка 5 75
Лакею из клуба 1 --
На водку ему же – 25
Городовому за вывод из апартаментов
буянившего Митрофана Егорыча – 25
Фиксатуар жениху – 50
Кучерам на водку 1 80
4 кареты 8 --
Папиросы шаферам – 60
Нищим – 14
Сода и кислота -- 30

Настройщик Курт. И как ми все живем в Россия и ми имеем русски языки, то я желаю выпивать за здоровье наших дамов...

Николай Стаматич. Господа! Нас убивает индифферентизм! Будем же, пока молоды, нашептывать баллады женскому полонезу и глотать метральезы любви. Поднимаю фиал за здоровье молодых!

Митральезой (франц. mitrailleuse) называли скорострельную пушку, картечницу, пулемет. В абсурдной речи персонажа митральеза, очевидно, означает нечто, дышащее огнем и пламенем .

Жених. Я па-ла-гаю, что любовь есть самое чувствительное чувство. Я чувствую такие чувства, каких вы никогда не чувствовали.

-20

Все. Урра!!!!!