Не счесть примеров тому, как в дореволюционной Москве торговцы обдуривали покупателей.
В основе этого обмана лежала нехитрая философия: «В торговле без обмана нельзя… Душа не стерпит! От одного – грош, от другого – два, так и идет сыздавна» - говорили купцы.
Какие только аферы не проворачивали торговцы в поисках легкой наживы! Так, одно время чрезвычайно популярна среди покупателей была «икра Гиппиуса».
Сей ловкий господин скупал обесцветившуюся от долгого хранения кетовую икру и посредством черного красителя превращал ее в паюсную. Его агенты продавали «деликатес» в розничную сеть «с большой уступкой», т.е. со скидкой.
Радостный покупатель приобретал морепродукт практически задаром, но затем его ждали незабываемые впечатления. Во рту клейкая масса намертво облепляла зубы, а язык приобретал стойкую черную окраску.
Еще дальше пошла кондитерша Панкратова. В тесто ее пасхальных яиц клали сажу, половинки склеивали столярным клеем, расписывали малярными красками и покрывали черным экипажным лаком. Как можно было остаться живым после такой «сладости», остается загадкой.
А дрогнет (т.е. торговец аптечными препаратами) Гаусман вообще научился превращать обычную газированную воду в … целебную минеральную.
Дело было поставлено на широкую ногу – предприниматель напечатал в типографии 100 тысяч этикеток для «Нарзана» и даже заказал граверу специальный штамп для пробок.
Торговал он, без зазрения совести, прямо на Тверской, развесив по аптекам-ресторанам рекламные плакаты. Новоявленный «склад Нарзана» успел продать 35 тысяч бутылок, что неудивительно – ведь цена московской «минеральной воды» была даже ниже, чем у оригинального напитка.
Как ни странно, незаметно обвесить или обмерить – настоящее искусство, ему «опытные специалисты» учили молодых торговцев целенаправленно. На все про все могло уйти лет 5.
Ниже приведены 12 «классических» приемов, которые должен был освоить каждый профессионал в области розничной торговли:
✔️ Обвес «на путешествие»
Продавец взвешивает без присутствия покупателя, отправляя последнего в кассу для расчета.
✔️ Обвес «на бумажку» или «на пакет»
Товар (обычно это крупа, ветчина или колбаса) упаковывается в двойной пакет или толстую бумагу, отнимающую при небольших порциях товара значительную часть его веса.
✔️ Обвес «на бросок»
Товар быстро, с силой бросают на весы. Не дав им выровняться, быстро снимают товар, упаковывают и отдают покупателю.
✔️ Обвес «на пушку»
Взвешивая тару, все время отвлекают покупателя. А сами в это время подкладывают на весы нужные гири. Гири держат привязанными на шнурок, который, при должных навыках, тоже может давать вес.
✔️ Обвес «втемную»
Весы стоят так, что продавец загораживает от покупателя стрелку и чашу своей фигурой.
✔️ Обвес «на нахальство»
Пользуясь незнанием покупателя, продавец ставит неверные гири.
✔️ Обвес «с подначкой»
Практикуется уличными торговцами на ручных весах. В момент взвешивания головка прибора отклоняется в нужную сторону пальцами.
✔️ Обвес «на время»
Рассчитан на скорость наложения и снимания товара и гирь с весов.
✔️ Обвес «с походом»
Продавец берет больше необходимого и бросает на весы. Затем отрезает излишек, нажимая при этом на площадку весов, которая этот излишек и показывает.
✔️ «Сделать радугу» или «сделать пиротехнику»
Подмена одного сорта товара другим. Популярный способ у мясников.
✔️ «Дать ассортимент»
Отпустить товар высшего сорта, а довесить низшим.
✔️ Обвес «семь радостей»
Высший пилотаж. Продавец одновременно использует и вес бумаги, и неверные гири, и сбрасывание последних, и все прочие приемы.
P. S. Но и покупатели не зевали – зная правила московской торговли, зорко следили за процессом. Те, которые видели обман, даже получили особое прозвище у торговцев – «слоники».
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 «Мастерица виноватых взоров» и фокстрот под стук соседей: дом-утюг на Спиридоновке