Найти в Дзене
Михаил Вербицкий

Беларусь - Россия. Поможет ли дешевая нефть возрождению процесса интеграции?

Еще недавно казалось, что все пропало. В январе Владимир Путин и Александр Лукашенко как-то носились туда-сюда с дорожными картами. В шаге были от подписания. А, тут — такая беда. Основа союзнических отношений — нефть, ушла за нулевую отметку. Теперь этих нолей, на пути интеграции, стало, как собак нерезаных. Нефть на нуле, газ еле дышит, президентские сроки в России обнуляются.

Таким образом, все положительные стороны объединения, враз, исчезли за горизонтом. Закатились. Буквально, за три месяца. Когда теперь ждать восхода солнца интеграции?

Как только нефть исчезла из протоколов переговоров, там вообще ничего не осталось, кроме деклараций о дружбе и тесном сотрудничестве. Никаких железобетонных объединительных стимулов, для тесного единения, больше не просматривается.

Самое интересное, что прессинг из России продолжается. Давить уже не давят, нефтяные потоки напор утратили. Зато плюются — за милую душу. Только, раньше в сторону Беларуси плевались по поводу того, что нам нефть дают, теперь по поводу того, что берем на стороне. Такой резкий переход случился, в системе межгосударственных и личностных отношений. Политологи-самоучки считают каждый танкер, каждый эшелон, который Беларусь купила у нероссийских поставщиков. Диванные экономисты считают убытки, которые Беларусь несет из-за отказа от российской нефти.

При высоких ценах на нефть, белорусы, у этих аналитиков, были дармоедами и нахлебниками, при низких, стали вообще непонятно кем. Кто-то называет предателями, кто-то изменниками и еще всякими ругательными словами, но смысл в том, что Беларусь, пошла не тем курсом, не поддерживает политику России.

Так не угнаться белорусам за политическими процессами, происходящими в России. Там семь раз на дню политика меняется. Утром любят Трампа, вечером — Путина. В обед, первый друг России — Турция, на ужин — Турция уже враг, а в друзьях только наркобароны из Венесуэлы. Захарова не успевает переключаться. Бывает, такое несет, забегавшись, что глядя на нее, выход у человека один – чесаться.

Главное мы бы рады поддерживать российский курс. В рамках союзного государства. Но, только соберемся выразить солидарность с многострадальным российским народом, а он уже переложил штурвал и дрейфует в другом направлении. Приходится идти переписывать коммюнике. Приходишь с переписанным – поворачивай обратно, российский МИД, вошел в другое течение.

Главное непонятно чего хотят эти критики. Чего добиваются своими нападками, на союзников? Вариантов – два. Первый, это подготовка к очередному этапу углубленной интеграции; вторая версия – дела в России идут не очень хорошо. Да, что там – нехорошо. По ощущениям от просмотра федеральных каналов, все вообще – хуже некуда. Патриотизм там бьет через край, победные марши звучат не переставая.

Что в России дела идут плохо, белорусы чувствуют сразу. Ведь в России, как провал, так сразу ищут виноватых. Но, чтобы ни у кого, из россиян, не возникало сомнений в верности выбранного пути и непогрешимости правящей партии, ищут исключительно на стороне. Раньше искали на Украине и в Америке. Теперь решили: зачем далеко ходить и стали находить в Беларуси. Тем более живут соседи необъяснимым образом, без залежей полезных ископаемых и при этом даже за коммуналку меньше платят. Нам эти резоны понятны, но смысла в них не видно. Интеграция – вещь сложная, требует тонкой настройки. Ее плевками в душу не возродишь, не продвинешь.

А, ведь, похоже, все только начинается. Как только меркантильные отношения отошли на задний план, появился шанс договориться на равных условиях. В данный исторический момент, имеется возможность подогнать две политические системы к единому знаменателю, без экономически давящих показателей. Оставив за бортом кассовые разборки.

В первую очередь встает вопрос о царстве, царственности и непогрешимости правителя. Лукашенко значит – под суд, а российского лидера – на пенсию? Лет, так – через тридцать. В такое сказочное царство белорусы не хотят, однозначно.

Еще одна проблема заключается в элитах. Свою правящую прослойку, белорусы тянут без особого напряжения. А, если взвалить на себя ответственность, по российским стандартам, то не потянем столько дармоедов.

Возникают вопросы, к российской стороне, по количеству бандитов на душу населения, полиции которая непонятно чем занимается, управляющим компаниям, которые ни за что не отвечают, мусорным полигонам, цифровым пропускам, качеству продуктов, разбитым дорогам, системе «Платон», платной медицине, «Рунету», «Роскосмосу», горящим ежегодно лесам и отсутствием у бюджетников возможности купить вторую пару обуви … Еще, по слухам, из завоеванных русских ценностей, белорусы должны принять как данность повальные воровство и коррупцию, которые зашкаливают даже в сравнении с Африкой, басманное правосудие и в довершение всего новую конституцию, по которой каждого белоруса можно будет укатать по полной, за отсутствие патриотизма и отрицания руководящей роли русского народа. Если сюда добавить такие проблемные участки, строительства российской государственности, как Крым и прочие черные дыры на теле империи, то становится не просто грустно, а даже тоскливо. Значит со всеми этими проблемами, белорусам предлагают вместе весело шагать по просторам? Тут, уже становится страшно. Во первых за трезвость рассудка продавца этого товара, во вторых за условия жизни россиян. Как вы там вообще существуете? Такой высокой приспособляемостью обладают только отдельные виды насекомых и грызунов. Все остальное погибает, в подобных жизненных условиях.

Раньше за блеском черного золота и газовыми облаками это просматривалось неотчетливо. Как второстепенное. Теперь, когда мишура спала, перспективы совместной жизни выглядят не очень радужно. Можно сказать они рисуются в мрачном свете. За долгие годы жизни, под пятой диктатора, белорусы никогда не опускались до подобного состояния. Да что там говорить. Ни один из перечисленных атрибутов нынешней российской действительности не присутствует в повседневной жизни белорусов. Нет у них ни полицаев, ни депутатов с мигалками … Ничего из того, что было перечислено выше.

Как хорошо было, сидя на нефтяной игле, не замечать, что живешь в бараке. И еще глумиться над соседями, которые не хотят жить подобным образом. Теперь, когда наркотик закончился, многим наверно захочется выйти к людям. Только выходить некуда. Карантин. По всей видимости лет на тридцать. Остается только плевать в сторону соседей, из-за колючей проволоки. И гордится своей самобытностью.

-2

Подписывайтесь.