Меня поражают люди, которые утверждают, что у мусульман средневековья не было ни науки, ни культуры, ни искусства, ни медицины, что они все позаимствовали у греков, римлян или еще у кого-то. Несомненно, как и бывает в науке, они дополняли и усовершенствовали те труды, которые ими были бережно сохранены, но никто из средневековых мусульманских ученых не приписал себе открытий европейцев. А то, что труды средневековых мусульманских ученых растащили европейцы и присвоили себе, причем многим изобретениям дали свои фамилии, как-то все забывают.
Я понимаю, можно не любить мусульман, можно не принимать Ислам, как собственную религию, но при чем здесь труды великих людей и их вклад в современную науку.
В этой статье я хочу рассказать о великом мусульманском экономисте средневековья, которым были открыты экономические законы за долго, прежде чем они появились у европейцев. Это даже отмечают и современные исследователи. Это человек необычайного ума Ибн Халдун, его полное имя Абдуррахман ибн Халдун, ‘Абд ар-Рахману Ибн Мухаммаду Ибн Халдуну ал-Хадрами (1332–1406). Он занимал посты секретаря у многих правителей Магриба и Испании, в 1382 году он стал верховным судьей в Египте.
Вспомнила я о нем, когда писала статью о Беджаи в Алжире. В этом городе, стоит монумент ибн Халдуну.
Он был первым в мире социологом, энциклопедистом, который на основе собственных экономических взглядов описывает социально-экономическую жизнь своей эпохи.
Его труд «Большая история», или «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» на арабском языке «Китаб ал-‘ибар…», глава под названием «Введение» «Мукаддима» является наиболее ценной и для современного мира экономической науки.
Ибн Халдуном был открыт принцип разделения труда, задолго до Адама Смита, принцип трудовой стоимости, задолго до Рикардо, он разработал принципы роли правительства в проведении стабилизационной политики, стимулировании производительности и занятости, за долго до Кейнса.
Он изучал проблему оптимального налогообложения, важности развитий технологий производственной специализации, изучал внешнюю политику в области торговли, и роль избыточного продукта в государстве.
Многие экономические законы открытые ибн Халдуном используются западными экономистами и по сей день, только под другими авторами.
Государственная политика по сдерживанию инфляции и укрепление национальной валюты реализованная Советом Федеральной резервной системы США, Банком Англии и германским Бундесбанком была разработана и подробно описана Ибн Халдуном.
Право собственности, активно разрабатывавшее и реализовавшее в 60-х годах прошлого века американскими экономистами на Западе, несколько столетий назад было разработано Ибн Халдуном.
Американский экономист и социолог Й. Шумпетер сравнивает идеи Адама Смита и идеи Ибн Халдуна и отмечает, что идеи Ибн Халдуна более прогрессивные, хотя он тоже опирался на труды Платона, Аристотеля и Тахира ибн ал-Хусайна, но им были выведены закономерности прогрессивного развития общества независимо от внешнего мира и его воздействия, он вывел доктрину, что развитие общества напрямую зависит от труда людей.
Он считал, что на стремления человека влияет географическое положение и именно отсюда развиваются и потребности человека по восходящей, пища, жилье, духовное обогащение, то есть искусство, культура. В своих трудах он развивал идею о необходимости взаимопомощи в обществе. Чтобы выжить человек должен опираться на помощь других людей.
Он считал, что функция государства заключается в перераспределении товаров и услуг. Именно государство должно активизировать экономику страны и спрос на товары. Благосостояние народа зависит от политики государства и его стабильности. Его доктрина- чем выше спрос на товары и услуги, тем лучше развивается производство, следовательно, и доход населения тоже растет, в связи с чем, развивается наука и образование, жива и в современном обществе.
Он вывел причинны связи и циклические закономерности развития общества и его упадка.
По его мнению причины упадка заключаются в следующем:
-Лидер захватывает власть, получает монополию власти, и как следствие им ведется жесткая борьба с конкурентами, которые еще недавно были его сподвижниками. Лидер набирает новых людей во власть с периферии или с низов, чтобы у них не было амбиций.
-Стремление правителей к роскоши которая становится статусностью представителя власти. Нижестоящие чиновники стремятся дотянуться по уровню роскоши до вышестоящих чиновников, которые для них становятся образцом. Детям высокопоставленных чиновников тоже передается привычка к роскошной жизни, что ведет к смещению мотивации. Люди, которые должны продвигать прогрессивные идеи и реформы переходят к идеалам спокойствия и сохранения достигнутого. Так как роскошь зависит от уровня власти, то чиновники стремятся сохранить ее любым путем.
-Для сохранения собственного спокойствия и обеспечения, власть принимает законы ограбления людей, что ведет к обнищанию народа и разрыва доходов между правящим классом и низами.
Так же он считал, что запасы золота и серебра само по себе не делает страну богатой, но является средством к созданию экономического богатства, а количество денег находящихся у граждан зависит от возможности государства экспортировать свои товары.
Про налоги у него интересные умозаключения. Он считал, что высокие налоги тормозят прогресс и развитие государства, люди становятся не заинтересованы в труде, так как лишаются своих результатов. Когда правительство оставляет налоги умеренными и не повышает их до бесконечности, то у людей появляется заинтересованность в труде и производстве товаров, что в свою очередь ведет к экономическому росту страны.
В общем много интересного по экономике и социологии.
Прямо хочется, чтобы в Думе прочитали сей труд, может кто и задумается.
Источник:
https://nsu.ru/filf/rozov/publ/ibn-khaldun.htm
https://w.histrf.ru/articles/article/show/ibn_khaldun