Продолжим экскурсию вдоль причальной стенки в Южной бухте Севастополя, где базируются корабли вспомогательного флота ЧФ РФ. Сделаем мы это не с борта туристического катера и не со смотровых площадок, хотя, традиционно, начнем оттуда, а пройдем непосредственно на закрытую территорию. Помимо судов вспомогательного флота в кадр нам попадут боевые корабли, суда гражданского флота у стенки Морзавода и конечно фортификационные сооружения, игнорировать которые было бы не правильно.
Начнем обзор со смотровой площадки у библиотеки им. Л.Н.Толстого, бросив первый взгляд на верховья Южной бухты с железнодорожным вокзалом и знаменитым Севастопольским холодильником, пережившим войну и часто попадающимся в кадр немецкой и советской фото- и кинохроники. Бросающийся в глаза большой двухпалубный дебаркадер не что иное как плавучая ремонтная база.
Этот же вид в вертикальном формате
Постепенно спускаемся к Южной бухте и осматриваем ее с других смотровых площадок.
На фото плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте до того как они затонули в декабре 2019 года. Был у меня хороший репортаж об этих товарищах по несчастью, но по требованию Дзена пришлось его удалить.
У причала 247-го отдельного дивизиона подводных лодок пришвартованные ПЗС-50, бывшая С-49 проекта 633 РВ, и Б-871 "Алроса", единственная лодка проекта 877В. Последнюю до недавнего времени выпячивали как единственную боеспособную ПЛ ЧФ в Черном море, в противовес украинскому "Запорожью", но потом стало понятно, что и с ней не все благополучно и лодка с 2014 года не вылезает из ремонта.
После того как Б-380 отправили на разделку, встал вопрос - какую из оставшихся лодок превратить в музей? Наиболее интересным кандидатом стала отжатая у Украины лодка "Запорожье" проекта 641. Но украинское прошлое этой ПЛ по политическим мотивам скорее всего заставит и ее отправить в инкерманскую судоразделку. Остаются менее привлекательные ПЗС-50 и "Алроса", хотя... каждая из них интересна по своему.
А мы тем временем идем своим путем
Металлический несамоходный двухбашенный плавучий док, оснащенный одним портальным краном. Плавдок базировался на Балаклаву, входил в состав Балаклавского судоремонтного завода "Металлист", и использовался для докования подводных лодок, кораблей и судов.
В ходе раздела Черноморского флота 1997 г., плавдок "ПД-51" отошел украинской стороне. Вошел в состав ВМС Украины без смены названия.
В июле 2004 г. плавдок был перебазирован из Балаклавы в Южную бухту Севастополя. С 21.07.2004 г вошел в состав ООО "Спецсудоремонт" под прежним названием, а с января 2007 г. - ЧП "Сориус". В апреле 2011 г. был возвращен ВМС Украины. Интересно, сейчас у него какой статус?
Плавучая мастерская "ПМ-56" была заложена 08.03.1973 г. в Щецине, Польша (заводской №304/12), вступила в строй 23.11.1973 г. Вошла в состав Черноморского флота. В настоящее время входит в состав 1-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота с базированием на бухту Южная, Севастополь. Активно используется в работе ВМБ в Тартусе (Сирия).
Продолжаем экскурсию вдоль причальной стенки в сторону Графской пристани. Это место носит название Телефонная стенка или пристань № 79. Трудно сказать чему обязано это название. Здесь издавна размещалась телефонная станция Черноморского флота. Чуть позже - две подземные АТС. Интересно, что суда-кабелеукладчики базируются как раз у этой стенки. Традиция. Смотрим не только на корабли, но и на те здания и сооружения, что по левую руку.
Килекторное судно пр.141 предназначено для постановки (съемки) боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубины до 300 метров. Судовые инженерные устройства позволяют ему устанавливать "мертвые" якоря весом до 100 тонн. Судно может быть также использовано для установки и раскрепления плавпричалов, раскладки "постели" для плавдоков и их раскрепления, обеспечения стрельб из корабельного оружия. Может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок.
Судно построено в 1989 г. на судоверфи "Нептун" в порту Росток (ГДР). 08.11.1989 года судно прибыло в Севастополь и включено в состав бригады судов обеспечения Черноморского флота.
В 1998, 2001-2002, 2002-2003 годах судно находилось на боевой службе в порту Тартус (САР).
Кабельное судно "Сетунь" проекта 1172 было заложено 14.05.1980 г. в Финляндии на судоверфи "Вяртсиля", Турку. В состав вспомогательных судов Черноморского флота "Сетунь" вошла с июня 1982 года.
В период с 1995 года по настоящее время судно обеспечило прокладку волоконно-оптических линий связи ОАО "Ростелеком" в районе бухты Джубга, Сочи; прокладку газопровода "Голубой поток". За последние годы судном проложено более 80 км подводных линий связи, выбрано и отремонтировано около 100 км кабеля.
В настоящее время судно входит в состав 2-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота, базируется на бухту Южная.
По левую руку в береговом скальном обрыве появляются входы в штольни-убежища.
Фортификационную историю я вынес в отдельный пост сюда.
Десантный катер Д-541 проекта 1785. Катера этого проекта строились для Советского ВМФ в период с 1968 по 1974 год на нескольких судостроительных заводах. Имели открытый трюм и носовую аппарель.Размеры открытого грузового трюма составляли: длина - 9,5 м, ширина - 3,9 м. Данные катера широко использовались различными министерствами и ведомствами.
Госпитальное судно "Енисей" построено в Щецине в 1980 году. На судне размещены: госпиталь на 100 коек, профилакторий на 200 мест, поликлиника, имеется вертолетная площадка, ангар и один вертолет КА-25. В составе госпиталя имеются 11 лечебных отделении, аптека и хозяйственное отделение, три операционных зала, реанимация. Судно планируется к ремонту и модернизации.
Большой десантный корабль "БДК-54" проекта 775/III был заложен в 1988 г. в Гданьске. Вступил в строй в 1990 г. В 1998 г. корабль был переименован в "Азов", получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля ЧФ. В настоящее время входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ.
На этом пока все.
Использованы справочные материалы сайта Черноморский флот.
Предыдущие части:
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен