Жара. Воздух звенит от стрекота цикад, прячущихся в скудной растительности. Удивительно: до Эль-Махтаса идти всего метров сто, а кажется, будто нам предстоит долгий путь по выжженной, раскаленной пустыне.
Текст: Владимир Емельяненко, фото: Александр Бурый
В 2015 году Эль-Махтас (в переводе с арабского «погружение». – Прим. ред.) был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Раскопки здесь начали еще в 1996 году, а в 2000-м обнаружили древний храм. С той поры с новой силой вспыхнули споры о том, какое из мест крещения Иисуса Христа считать подлинным: Эль-Махтас в Иордании или Каср эль-Яхуд в Израиле.
ДВЕ СВЯТЫНИ
– Иордан несколько раз менял русло, – объясняет ведущий археолог Королевского университета Иордании Рустом Мджян. – Поэтому храм мы нашли в месте, которое сегодня является пустыней. Нашли случайно. Результат одной из проб показал наличие кирпичной кладки. После нескольких лет исследований совместно с американскими, итальянскими, немецкими и российскими коллегами мы убедились в том, что это остатки византийской церкви с крестообразной купелью. Рядом мы обнаружили следы старого русла Иордана.
Рустом Мджян говорит, что если пройти вперед еще 1,5–2 километра, то можно увидеть, как за колючей проволокой по новому руслу течет Иордан. После Шестидневной войны (война между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром – с другой, продолжалась с 5 по 10 июня 1967 года. – Прим. ред.) граница между Израилем и Иорданией прошла как раз по реке. Обе страны заминировали ее берега. Лишь с их разминированием, завершившимся к 1999 году, в Иордании начались археологические раскопки. Тогда же на Святую землю вернулись споры о том, где крестили Иисуса Христа.
Древнейшие списки Евангелий на греческом языке местом крещения Иисуса называют «Вифанию Заиорданскую» (Иордания), а греческий христианский теолог и ученый III века Ориген Адамант утверждал, что произошло это событие на западном берегу реки Иордан (Израиль). Следы Вифании Заиорданской и брода Вифавара (в переводе с арамейского «переправа пророков». – Прим. ред.) на реке Иордан, где крестил паству Иоанн Предтеча, затерялись в истории, так что западный берег Иордана до 2002 года оставался главной святыней, связанной с крещением Христа. До того момента о Вифании Заиорданской и Вифаваре помнили лишь историки, археологи и богословы, но никто не знал, где они находились. Но раскопки в иорданском Эль-Махтасе стали весомым аргументом в пользу определения места Вифании Заиорданской и вновь сделали актуальными споры о том, где же все-таки крестили Иисуса Христа.
Пока ученые спорят, паломники сами нашли выход из сложившейся ситуации. Они идут и в Каср эль-Яхуд, и в Эль-Махтас. А иерархи ведущих христианских конфессий фактически согласились с компромиссом: и Каср эль-Яхуд, и Эль-Махтас именуются сегодня «величайшими святынями христиан». К примеру, папа римский Иоанн Павел II в 2000 году совершил мессы на месте крещения и в Израиле, и в Иордании.
ПЕРЕПРАВА ПРОРОКОВ
– Каср эль-Яхуд и Эль-Махтас разделяют 3–5 километров земли и всего миллиметры истории, – считает Рустом Мджян. – Иоанн Предтеча неспроста крестил Спасителя здесь. Неподалеку стоит холм, с которого, по преданию, Илия Пророк вознесся на небо. Рядом пещера, где жил Иоанн Предтеча. Когда он здесь поселился, местные жители даже думали, что это вернулся пророк Илия. Да к тому же Иоанн проповедовал там же, где и Илия – на восточном берегу Иордана, где не было римлян.
Так просто Мджян рассказывает об одном из первых эпизодов евангельской истории. Согласно Священному Писанию, в то время когда Иисус достиг тридцатилетия, в Иудейской пустыне проповедовал Иоанн Предтеча (Креститель). И «весь Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская» шли к нему исповедовать свои грехи и креститься в водах Иордана. Пришел и Иисус.
Археолог Мджян вспоминает, как их международная команда впервые наткнулась на следы каменной кладки. Расчистили раскоп и увидели уходящую в землю стену. Это была церковь необычной формы: вход на возвышенности, а от него вниз идет лестница. Затем – баптистерий крестообразной формы, дно которого украшено мозаикой. И, судя по надписям на ее сохранившихся фрагментах, церковь построили в V веке.
– Так мы поняли, что нашли место крещения Иисуса, – говорит Рустом Мджян.
Мы подходим к месту крещения – каменной купели древнего храма. Зной плавит воздух, кажется, будто он течет как вода, а очертания строений и предметов расплываются. «…когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» – так, по словам евангелиста Иоанна, предупредил Предтеча собравшихся о приближении Христа.
Сейчас в купель не окунуться – нет воды. Зато мозаика на дне купели как на ладони.
– Подземными водами купель наполняется только зимой, в январе, – объясняет Рустом Мджян. – И то не всегда.
Он вспоминает, как на Рождество 2003 года, в день приезда сюда президента России Владимира Путина, в купель потекли воды Иордана. Мджян, сопровождавший Путина, заметил: «Вам повезло». «Я договорился», – ответил президент.
– Он у вас с чувством юмора, – смеется Мджян. И говорит еще об одном открытии-подсказке: и на купели храма в Эль-Махтасе, и на мозаичной карте в церкви Святого Георгия в Мадабе, где обозначено место крещения, изображены две рыбы – символы христианства.
ПЕЩЕРА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Еще одним доказательством того, что Христа крестили близ Эль-Махтаса, стала очередная находка – пещера Иоанна Крестителя. Она находится в нескольких километрах от «переправы пророков», в окрестностях горы Тель-Мар-Ильяс, рядом с развалинами деревни Листиб. В древности это место звалось «Фисва»: именно здесь родился и жил пророк Илия.
Это место обнаружили случайно: в конце 1990-х иорданские военнослужащие во время обычных учений застряли в какой-то пещере. Они спрятались в ней от нестерпимой жары, но, оглядевшись, поняли, что нашли «что-то древнее»: отовсюду выпирали кладки старых стен. Естественно, сообщили о своей находке археологам.
Спустя еще год рядом с пещерой археологи нашли развалины византийского храма с крестообразной купелью и вымощенное камнем русло «ручья Иоанна Крестителя». И теперь холм святого Илии, пещера Иоанна Крестителя и место крещения Христа – новые паломнические святыни, куда люди едут отовсюду.
Еще у горы Тель-Мар-Ильяс ученые раскопали остатки свыше 60 византийских церквей. Они пока далеко не все отреставрированы.
С самого начала стало ясно, что здесь существовала большая христианская община и целый монастырский комплекс, разрушенный землетрясением и войнами.
На полу одного из храмов, ближайшего к пещере Иоанна Крестителя, археологи расчистили мозаику с надписью на греческом языке: «Построен этот монастырь монахом Риторием в 592 году после Рождества Христова».
«МАДАБСКАЯ КАРТА»
Еще один пазл, наводящий на размышления и соединяющий разрозненные факты, – знаменитая «Мадабская карта».
Примерно в 20 километрах к востоку от Иордана, в городе Мадабе, стоит православная церковь Святого Георгия, построенная в 1884 году на месте храма VI века. При ее сооружении греческие строители наткнулись на мозаичную карту VI века. На ней изображены Иерусалим, Вифлеем, Газа, города Египта, Сирии и Ливана. Мозаика, как оказалось, была частью огромной карты Святой земли. В храме Святого Георгия сохранился хоть и значительный, но только один из ее фрагментов – размером 5 на 7 метров. Выложен он из 2 миллионов частиц. На нем также обозначено и место крещения Господня, но вот незадача: здесь оно тоже находится как бы между иорданским Эль-Махтасом и израильским Каср эль-Яхудом.
Можно сказать, что эта мозаика VI века – самая точная древняя карта Святой земли. И единственная, где указаны все христианские святыни, включая место крещения Христа. Так карта из Мадабы стала еще одной святыней и своеобразной «шпаргалкой» для паломников из прошлого, желающих прикоснуться к святым местам.
Карта из Мадабы и нескончаемые споры вокруг места крещения Христа навели христианский мир на разумную мысль о сооружении центра мирового христианства между Эль-Махтасом и Каср эль-Яхудом. В 2012 году Русская православная церковь в знак согласия построила в Иордании на месте крещения Господня Странноприимный русский дом. Или, как его еще называют, Дом паломника Русской духовной миссии. Его в том же, 2012 году открыли президент России Владимир Путин и король Иордании Абдалла II. Сейчас его ежегодно посещает более 26 тысяч человек. Не только из России. Сюда приезжают паломники из США, Канады, стран СНГ, Ирака, Сирии… Мусульмане здесь тоже бывают: они приезжают в храм Иоанна Предтечи.
ИСПЫТАНИЕ ПАЛОМНИКА
От порога Странноприимного русского дома ступени ведут вниз – прямо к Иордану.
Правду говорят: дорога к «своему» Иордану у каждого своя. Как и дорога к вере.
Реки не видно. Ее надо искать. Иордан прячется в редких зарослях, он совсем не широк и не велик.
– Не подскажете, как пройти к Иордану? – спрашиваю у хрупкой пожилой женщины в темном платочке.
– Трудница Нина, – представилась она и жестом пригласила идти за ней. – Я раньше тоже думала, что Иордан как Днепр, а он… Его видеть надо.
Нина приехала из Хмельницкой области Украины. Она думала, что вместе с подругой помолится, отдохнет душой и домой вернется, но задержалась на неделю. Потом начала прислуживать в храме Иоанна Предтечи и осталась еще на месяц. Ее дети разъехались на заработки в Латвию и Польшу, и она поняла, что не хочет возвращаться в опустевший дом.
– Как подумала, что придется оставить храм, у меня слезы полились, – говорит она. – А когда поняла, что остаюсь, снова слезы полились. От радости. Я и представить не могла, что буду тут Богу молиться…
С раннего утра и до позднего вечера Нина выполняет различные послушания, коих тут не счесть. Они отнимают много сил. Но что бы ни происходило, женщина три раза в день с молитвой окунается в Иордан.
– Вот сюда. – Она показывает на деревянный настил. Слева от него стоят кабины-домики для переодевания, а сам настил упирается в бурный ручей.
– Вот в этот ручей? – удивленно спрашиваю я.
– В Иордан, – вежливо, но твердо поправляет Нина. Она уже привыкла к удивлению и восклицаниям паломников: «Он такой маленький?» И всем паломникам отвечает одно и то же: «Иордан не объять. Сами все поймете».
Я отправился переодеваться. С собой в Иорданию захватил льняную рубашку, надеясь, что она поможет спастись от восточной жары. Вот и пригодилась.
– Эта подойдет, – одобрительно кивнула Нина. – Правильно сделал, что не купил нательную рубаху для окунания. Их тут в киосках продают на каждом шагу. Только игры это все. К Богу надо приходить со своими крестильной и нательной рубахами. Окунаться в них. Раз нет их, окунайся не в покупной за 20 долларов и не в прокатной – вон они на выбор висят в кабинках. А в том, что есть. Вот эта льняная прекрасно подойдет. Только после купания не стирай. Высуши и храни. Как заболеешь, спи в ней. Быстрее поправишься. И помни, если что: омовение сначала поправляет дух. Ну, иди…
Я спустился по шатким деревянным ступеням, вошел в Иордан и нырнул. Несмотря на жару, вода оказалась ледяной, обожгла с головы до ног. В глазах сначала потемнело, но вынырнул и вдруг понял, что все хорошо. Нырнул, как положено, еще два раза.
Прохлада и умиротворение. Вот что я почувствовал, уже стоя на берегу и наблюдая за другими паломниками. Подумал, что у меня, наверное, было такое же по-детски беззащитное и счастливое лицо после троекратного погружения.
Кстати, неподалеку от того места, где паломники входят в воду, находится граница между Иорданией и Израилем. Она проходит прямо по Иордану и отмечена канатами, к которым крепятся разноцветные пластиковые буйки. На обоих берегах – вышки с пограничниками, вооруженными автоматами.
ГОРА НЕВО
В 7 километрах от Мадабы возвышается гора Нево́ – священная и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. По преданию, на ней умер и был погребен пророк Моисей, указавший евреям путь к Земле обетованной. Но, согласно Библии, Господь наказал его за гнев и отсутствие терпения тем, что не дал пророку ступить на Землю обетованную. Он лишь увидел ее перед смертью с горы Нево.
С нее и сегодня можно разглядеть не только долину реки Иордан, очертания Иерусалима, но и холм святого Илии, пещеру Иоанна Крестителя и место крещения Христа. Для этого нужно подняться на самую высокую точку горы, миновав колоссальную скульптуру, изображающую посох пророка Моисея.
Туристов и паломников здесь всегда хватает. Первые ахают от поражающих воображение «космических» пейзажей вокруг. Вторые тихо молятся: кто-то встает на колени у гигантского «посоха», кто-то присаживается на скамеечки в тени огромных мимоз, ветви которых клонятся к земле под тяжестью больших и пушистых желтых соцветий. Вокруг скамеек – целые заросли ярких зелено-пурпурных кустов алоэ. На одном из мясистых листьев кто-то старательно вывел Jesus loves you…
Загадка горы Нево – место погребения Моисея. Более 3 тысяч лет люди безуспешно пытаются разыскать его могилу. В 1930-е годы еще одну попытку найти святыню предприняли францисканские монахи. Погребение они не отыскали, зато раскопали… несколько византийских храмов IV–VII веков с уникальными мозаиками.
– Место захоронения пророка Моисея – загадка, которой гора Нево манит и паломников, и нас, ученых, – говорит Рустом Мджян. – А вот место погребения его брата, Аарона, известно. Оно находится в знаменитой на весь мир Петре.
ДО ХРИСТИАНСТВА
То, как выглядит столица Идумеи, а затем Набатейского царства, известно даже тем, кто никогда не слышал слова «Петра». В конце концов, кто не видел культовый фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход»? Именно в нем фигурирует самое удивительное здание высеченного в скалах города – храм-мавзолей Эль-Хазне («Сокровищница»). Археологи до сих пор спорят о том, как этот мавзолей назывался в действительности и для чего был предназначен. Многие считают, что на самом деле он был храмом Исиды и строился мастерами, неплохо знакомыми с архитектурными традициями Египта.
Эти споры совсем не интересуют туристов, идущих к Петре нескончаемым потоком. Им нет дела до того, что набатеи называли свой город «Ракму» и что расположен он был на перекрестке двух торговых путей, соединявших Красное море с Дамаском и Персидский залив с Газой. И, честно говоря, трудно их упрекать за это. Потому что, вступив на дорогу, петляющую в скалах и ведущую к Эль-Хазне, забываешь обо всем на свете. Описать эти ощущения не представляется возможным: кто-то заметил когда-то, что Петра – это музыка, застывшая в камне. Возразить этому сложно, но, поверьте, это сравнение не передает всю фантастичность и сказочность Петры. Так что неудивительно, что она как магнит манит туристов со всего мира. По крайней мере, с того момента, когда швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт в 1812 году открыл европейскому миру новое чудо света.
Ракму, впоследствии названный арабами «аль-Батра», а греками – Петрой, очень древний город. Археологи считают, что обнаруженные здесь ранние поселения могли быть основаны в XVIII веке до н.э.
Площадь перед Эль-Хазне всегда многолюдна. К лоткам, с которых продают воду, выстраиваются длинные очереди. На прилавках под ветхими навесами рассыпаны толстые браслеты с бирюзой и массивные колье и серьги из серебра. Стеклянные бутылочки всевозможных форм искусно заполнены цветным песком. Продавцы азартно торгуются, как и одетые в живописные лохмотья хозяева осликов и верблюдов, курсирующих между мавзолеем, форумом, амфитеатром и монастырем Ад-Дэйр. Все это многоязычное и разнообразное столпотворение поднимает целые облака пыли цвета карри и корицы…
И кажется, здесь мало что изменилось за пару последних тысячелетий, несмотря на то, что город пережил немало бед и многих завоевателей, последними из которых были римляне и византийцы.
Петра обезлюдела в 363 году, когда страшное землетрясение разрушило город. С тех пор здесь останавливались лишь кочевники…
Все-таки есть на Земле места, над которыми время не властно. Хотя, наверное, каждый из нас испытывает разные ощущения на свидании с вечностью. Ведь и Петра, и Иордан, и Святая земля сами выбирают, с кем молчать, а с кем начать долгий разговор.