Традиция сохранять для грядущих поколений тела вождей революции путем их бальзамирования, сформировалась в дни прощания с умершим Владимиром Лениным в морозном январе 1924 года.
По задумке высшего руководства партии, коммунистическая идея должна стать в стране победившего социализма единственной религией, а нетленное тело вождя - заменить мощи старых праведников. При этом, учитывая разворачивающееся в стране богоборчество, единственным храмом должен был стать мавзолей Ленина.
Гроб с телом вождя был установлен в мавзолее 27 января. Бальзамирование тела провели доктора А.И. Абрикосов и Б.И. Збарский в экспериментальном порядке. Это сегодня для целей поддержания мощей в нетленном виде имеется целый научный институт, а тогда все только начиналось.
Отечественная технология бальзамирования, созданная известным русским хирургом Н.И. Пироговым и опробованная на нем же в 1881 году, была утеряна, поэтому приходилось развивать это направление с нуля. Впрочем, закрепить опыт отечественного бальзамирования у советских ученых появился буквально уже через год.
В начале августа 1925 года под Одессой был застрелен комкор Григорий Котовский. Григорий Иванович, конечно, не был фигурой равной Ленину, но идеологически подходил для увековечивания, как идеальный продукт большевистской революции. Бывший авторитетный уголовный преступник, ставший под влиянием революционеров-социалистов, легендарным борцом с царским режимом. Пройдя тюрьмы и каторги, стал крупным военноначальником Красной Армии.
На следующий день после убийства, из Москвы спешно выехала группа специалистов по бальзамированию во главе с профессором Владимиром Воробьевым. Церемония похорон, по свидетельству очевидцев, мало чем уступающая похоронам вождя мировой революции, состоялась в городе Бирзул (будущий Котовск), столице тогдашней Молдавской АССР. Гроб с забальзамированным телом комкора установили в специально построенном мавзолее, доступ в который был открыт всем желающим вплоть до августа 1941 года, когда в город вошли румынские оккупационные войска. Так, через 16 лет, день в день после похорон Котовского, румынские оккупанты разбили саркофаг, выбросив мощи комкора в ров с расстрелянными жителями города. Мавзолей был взорван.
В 1965 году мемориал Котовскому был восстановлен, так как, трудами горожан, мощи Григория Ивановича были сохранены. Однако, они имели настолько нелицеприятный вид, что посещать мавзолей могли лишь люди с устойчивой нервной системой. В 2016 году решением городских властей, мощи Котовского были преданы земле.
Канонизация по-коммунистически
Идея сделать своего умершего вождя вечно живым, стала своего рода фетишем авторитарных режимов.
В 1938 году умирает Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой Республики. Его забальзамированное тело хоронят в музее этнографии в Анкаре, а в 1953 году переносят во вновь построенный мавзолей «Аныткабир».
В год мавзолей посещают около 5 млн. человек, но доступ к телу Отца турецкого народа имеют всего два человека - главнокомандующий страны и врач, отвечающий за состояние тела.
В 1949 году не стало «болгарского Ленина», так в Болгарии называли лидера болгарской компартии, одного из руководителей III Интернационала, Георгия Михайловича Димитрова. Умирает он в России, в Барвихе, одной из советских правительственных резиденций Московской области.
Забальзамированное тело Димитрова перевозят в Болгарию и устанавливают в специально построенном мавзолее в центре Софии. В 1990 году, после свержения коммунистического режима в Болгарии, тело Димитрова перезахоронили на центральном кладбище.
Интересно, что после принятия решения о сносе мавзолея в 1999 году, или послевоенный бетон оказался качественным, или порох у болгар был уже не тот, но усыпальницу удалось взорвать лишь с пятой попытки. Обломки увозить не пришлось, их разобрали на сувениры.
В 1952 году в Москве скончался монгольский революционер, лидер Монголии с 1930-х годов Хорлогийн Чойбалсан. Тело Чойболсана бальзамируют в Москве и перевозят в столицу МНР Улан-Батор, где еще при жизни лидера был построен грандиозный, на манер Ленинского, мавзолей.
Однако сменщик Чойболсана, Юмжагийн Цеденбал запрещает выставлять тело на всеобщее обозрение, которое замуровывают в специальном склепе, где уже покоится первый монгольский коммунист Сухэ-Батор. В 2005 году мавзолей снесли, а тела подвергли ритуальной кремации.
После смерти в 1953 году И.В. Сталина, на мавзолее первого главыы советского государства к слову ЛЕНИН прибавилось - СТАЛИН, но ненадолго. Сразу после XXII съезда партии в 1961 году, тело Сталина под покровом ночи было вынесено из мавзолея и захоронено у кремлевской стены.
Последним из европейских коммунистических лидеров, чье забальзамированное тело находилось в национальном мавзолее, был лидер чехословацких коммунистов Клемент Готвальд. Он простудился на похоронах Сталина и умер летом 1953 года. На холме Витков в Праге для него был построен мавзолей, но Готвальду, довелось лежать там лишь до 1962 года. Во-первых, бальзамирование не удалось, а во-вторых, вслед за Сталиным, был развенчан и культ личности Готвальда, после чего его тело было кремировано.
С середины 1970-х годов волна монументальной канонизации своих коммунистических лидеров дошла и до стран красного пояса юго-восточной Азии. В период с 1975 по 2011 годы здесь были построены мавзолеи:
Хо Ши Мину (Вьетнам) – 1975 г
Чан Кайши (Китай) – 1976 г
Мао Дзэдуну (Китай) – 1976 г
Цзян Цзинго, сыну Чан Кайши (Тайвань, Китай) – 1988 г
Ким Ир Сену (Северная Корея) – 1994 г
Ким Чен Иру, сын Ким Ир Сена (Северная Корея) – 2011 г
Все эти мавзолеи открыты для доступа всех желающих